Большинство крупных и средних компаний за рубежом и все больше предприятий в России приходят к выводу о том, что бизнес-аналитика является не роскошью, а насущной необходимостью, без которой невозможно глубинное понимание процессов и выявления взаимозависимости между событиями. Тем не менее современные BI-решения по-прежнему тяжеловесны и сложны в использовании, что существенно затрудняет их эксплуатацию. Сейчас на рынке появляются новые инструменты класса Agile BI (что приблизительно можно перевести как «проворная бизнес-аналитика»), которые обещают быть гораздо проще в использовании.

Весьма симптоматично звучат выводы недавнего исследования «The BI Report», в соответствии с которыми всего 8% пользователей BI-инструментария действительно используют свои приложения, в то время как остальные 92% сотрудников не работают с созданными для них аналитическими программами. То есть в большинстве случаев BI-системы просто-напросто устанавливают зря, раз ими никто не пользуется. Как выяснили исследователи, такая ситуация возникает из-за сложного принципа работы BI-систем. Другими словами, для того чтобы получить информацию, пользователям приходится прилагать так много усилий и времени, что соотношение «ценность данных/время и силы на их получение» оказывается очень низким.

Другие часто приводимые в зарубежных источниках и весьма эффектные сведения свидетельствуют о том, что для целей BI вообще используется не более пяти процентов данных. Хотя надо признать и то, что даже небольшой прогресс в сфере внедрения аналитики в отношении неструктурированной информации (что в крупном бизнесе уже наблюдается) весьма ощутимо повышает эту цифру.

Но так или иначе, вполне очевидно, что эта ситуация не может устраивать ни бизнес, ни ИТ-службу. И сегодня на рынок выходит новый тип инструментов, которые называются Agile BI. Основное их отличие заключается в нацеленности на конечного пользователя (представителя бизнеса), для которого сложные ИТ-операции должны быть сведены к минимуму.

Решения «на сейчас» и «на подумать»

Классические системы бизнес-аналитики всегда требовали от специалистов ИТ-департамента активного включения в решение бизнес-задач, а от людей бизнеса — понимания многих ИТ-осо­бенностей BI-системы. Технология Agile BI безусловно ориентирована на то, чтобы каждый служащий был занят своим делом. Как отмечается в серии публикаций института проблем хранилищ данных (The DataWarehouse Institute), ИТ-под­разделение должно быть сконцентрировано исключительно на инфраструктурной поддержке BI-систем, а не заниматься составлением образцов отчетов, написанием специализированных скриптов и т.д.

Способность бизнес-аналитики быть инструментом строго определенной категории бизнес-пользователей (будь то маркетологи, финансисты, специалисты в сфере производства или сервиса) действительно может погрузить человека в мир моделирования и вычислений в комфортной именно для него среде. И тем самым создаются предпосылки для того, чтобы в разумные сроки решить те задачи, которые раньше решались месяцами или в силу алгоритмической сложности не могли быть решены вовсе. Однако в этом случае какой­то сверхоперативности ни от кого не требуется. Использование таких инструментов не преследует цель максимального сокращения атомарного интерактивного цикла «человек — система». Да и результаты расчетов, выдаваемые такими системами, ориентированы на оперативную, но вместе с тем далеко не мгновенную интерпретацию.

Другое дело оперативная аналитика, задачи которой, по признанию специалистов, тоже не в последнюю очередь являются существенным стимулом для развития Agile BI. Недавние исследования компании Aberdeen Research, проведенные по результатам опроса более двухсот респондентов, показывают, что для 42 процентов опрошенных характерным временны€м показателем принятия решения в их бизнесе является один день, для 10 процентов — час и для 18 процентов — несколько минут.

Новые идеи Agile

Agile BI в свою очередь предоставляет пользователям некие новые идеи использования аналитических вычислений. Речь, например, идет о так называемом Self Service BI, основные особенности которого заключаются в том, что каждый потребитель бизнес-аналитики непосредственно формирует свое рабочее пространство: создает шаблоны для необходимых отчетов, выбирает важные показатели. Благодаря дружественному пользовательскому интерфейсу, являющемуся неотъемлемой чертой развития Agile BI, это оказывается не так сложно. В результате решаются две очень важные задачи: во-первых, представители бизнеса (во всяком случае здесь точно можно говорить о менеджерах среднего звена) получают удобный инструментарий, фактически адаптированный ими самими для собственных нужд. Во­вторых, предполагается, что то время, которое раньше ИТ-специалисты тратили на настройку и адаптацию BI-решений бизнеса, они могут посвятить своим профильным задачам, к которым в числе прочего относится и инфраструктурная поддержка BI-системы.

Как отмечают эксперты, характерной чертой программных средств, относимых к категории Agile BI, являются мощные средства прототипирования приложений, позволяющие довести прототипы не до уровня визуальных витрин со стоящим за ними универсальным тестовым набором данных, а до полноценных отраслевых шаблонов, основным недостатком которых может, пожалуй, быть лишь отсутствие кастомизации под конкретные бизнес-процессы и отчасти ограниченные возможности по взаимодействию с другими системами.

Ограничением традиционных BI-систем по-прежнему считается то, что с их помощью трудно подобрать и представить информацию из разных источников с высокой скоростью. В инструментах Agile BI, как предполагается, этого недостатка не будет.

Немаловажным является и тот факт, что конечные пользователи могут максимально углубляться в оперативный анализ данных, проникая в самую суть процессов, доходя до первичной информации о продукции и услугах.

Многие руководители верхнего уровня уже с большим одобрением отзывались о разного рода визуальных инструментах (к примеру, дашбордах и графиках), представляющих информацию в более удобной для потребления форме. Весьма интенсивно развивается направление визуальной аналитики (Visual Analytics), становление которого позволило многим стартапам превратиться в крупные софтверные компании, целиком специализирующиеся на Visual Analytics. Кстати, зарубежные специалисты делают также упор на важность географического анализа или направления, получившего специальное название геоаналитика, где основным инструментом визуализации становятся не привычные графики и дашборды, а карты. Стоит сказать, что по формальной классификации геоаналитику (то есть визуализацию с помощью географических карт) часто ставят рядом с Visual Analytics, хотя качественные отличия у нее все­таки есть. В сравнении с последней речь при ее использовании больше идет не о количественном, а о качественном анализе информации. И соответственно типы бизнес-задач, результаты решения которых оптимально визуализируются именно средствами геоаналитики, отличаются от тех, что используются совместно с классической визуальной аналитикой.

Специалисты отмечают, что новое направление должно стать особенно востребованным при моделировании развития бизнеса клиенториентированных отраслей и особенно в тех случаях, которые при этом подразумевают партнерство нескольких независимых бизнесов. Также геоаналитику тесно связывают с перспективами краудсорсинга, что в общем понятно. Возможно, это будет актуально не для всех компаний, однако очевидно, что, к примеру, крупному ритейлеру работа с картами разного формата может помочь отыскать скрытые закономерности.

В целом аналитическая система Agile демонстрирует очень показательную тенденцию — желание бизнеса самостоятельно формировать свой инструментарий. В розничной торговле уже давно популярно слово prosumer (от producer + consumer), означающее, что покупатель принимает непосредственное участие в создании товара и как из деталей конструктора формирует собственную модель одежды, обуви (список можно продолжить). Именно такие товары в итоге и пользуются максимальным спросом. Несмотря на более высокую стоимость, человек понимает, что вещь создана по его «рецепту», а значит, это именно то, чего он хочет. На такое восприятие ориентирован и Agile BI, если в роли procumer’а выступает бизнес.

На сегодня решения Agile BI предлагает не так много вендоров, к примеру Tableau Software и Birst, пока не очень знакомые отечественному рынку. Однако очевидно, что спрос на бизнес-аналитику в нашей стране растет и, следовательно, в скором времени и в России могут появиться подобные предложения.

Agile для России

Вместе с тем само слово Agile мало-помалу становится более произносимым, в том числе и на российском рынке. Локомотивом его продвижения, пожалуй, можно считать программный инжиниринг, хотя в последнее время данный термин становится популярным и в других направлениях автоматизации бизнеса, например, в сфере project management. Что касается Agile BI, то о сопоставлении данного термина с какими-либо определенными типами проектов или сценариев использования BI-систем вряд ли пока можно вести речь.

В то же время явно ощущается повышенный интерес к BI как инструменту решения узких функциональных задач (пока преимущественно как инструменту маркетинга в отраслях, рассчитанных на широкую аудиторию розничных покупателей). Ряд конференций нынешней осени в общем вполне ясно это показывают. Около десятка докладов на подобные темы, сделанных на этих мероприятиях заказчиками, ни разу не были прочитаны ИТ-директорами, а представлялись функциональными менеджерами и исключительно в их кругу обсуждались. Со временем такие системы окажутся вполне способными обеспечить должную глубину и технололгичность решения по крайней мере типовых бизнес-проблем при сохранении высокой оперативности работ и способности динамично подстраиваться под изменяющиеся требования внешней среды. А именно это собственно и требуется от Agile. Другое дело, что оперативность в моделировании и оценке различных сценариев оптимального развития той же маркетинговой политики компании зависит от того, насколько уже были проработаны на практике некие атомарные действия в отношении клиента. А на это все­таки может потребоваться некоторое время.

Направление оперативной аналитики реального времени с универсальной функциональностью пока представляется более востребованным не столько как инструмент коллективного или индивидуального принятия решений для той или иной категории менеджеров, сколько как средство оперативного информирования линейного персонала о выполненной им работе, что скорее можно было бы сопоставить с ИТ-поддержкой задач самомотивации.

В одной из статей данного выпуска также звучит тема Agile BI, которая в данном случае скорее раскрывается через необходимость определенной переоценки отношений ИТ и бизнеса.