Тема энергоэффективности в России была в очередной раз поднята в 2009 году, причем на высочайшем уровне. И с того времени кое-что начало делаться в этом направлении. Во многих регионах данную работу ведут центры энергоэффективности

На Западе и зарубежном Дальнем Востоке темой энергоэффективности озаботились еще лет сорок назад. Впрочем, это было связано с многократным ростом цен на энергоресурсы, так что тут, как говорится, нужда заставила. Но тем не менее результаты были достигнуты. В итоге на обогрев квадратного метра при прочих равных условиях в России тратится топлива в несколько раз больше, чем в скандинавских странах, где в целом схожие с нашими климатические условия.

Надо сказать, результаты эти были достигнуты довольно дорогой ценой. Например, потребовалась серьезнейшая перестройка производства в целом ряде энергоемких отраслей, включая металлургию, энергетику, промышленность строительных материалов и некоторые другие. И не всем удалось при этом адаптироваться под новые условия. Вспомним печальный пример американского автопрома, который не выдержал конкуренцию с европейскими и японскими компаниями во многом именно по показателям энергоэффективности автомобилей, прежде всего легковых.

Нельзя сказать, что у нас ничего не делалось. Например, создание единой энергетической системы в нашей стране произошло намного раньше, чем за рубежом, что позволяло существенно оптимизировать энергопотребление в масштабах СССР. То, что этот потенциал не использовался в полной мере, дело другое. В конце 70-х были предприняты некоторые меры, направленные на более эффективное использование ресурсов, в том числе энергетических. Уже в начале 80-х в 11-й пятилетний план был внесен целый комплекс задач, направленных на рациональное использование ресурсов, чего раньше никогда не делалось, по крайней мере в мирное время. Были также разработаны программы, направленные на доведение основных мер по энергосбережению не только до персонала предприятий, учреждений и организаций, но и до населения. В середине 80-х стали говорить о программе ускорения, где тема рационального использования ресурсов и вовсе была одной из ключевых. И предприятия той же металлургии и энергетики, построенные или реконструированные в то время, работают до сих пор. Они вполне конкурентоспособны в том числе и потому, что при их создании в полной мере учли требования по энергоэффективности. Однако вследствие несовершенства механизмов планирования эти меры по большей части остались неосуществленными, и об энергоэффективности надолго забыли.

Но в середине 90-х, точнее, в 1996 году, когда многие российские регионы оказались в ситуации форменного энергетического кризиса, зачастую хронического, об энергоэффективности снова вспомнили, по крайней мере на федеральном уровне. Тогда был принят закон «Об энергосбережении» и ФЦП «Энергоэффективная экономика».

Но на уровне регионов этим озаботились раньше. Пожалуй, первыми тут стали отдаленные северные территории, такие как Якутия, Камчатка, Чукотка, Магаданская область. К этому их вынудили перебои с поставками топлива, так что вопрос его экономии встал со всей остротой. И оказалось, что ситуация с теплосетями запущена, а в строительстве используются устаревшие материалы, которые плохо удерживают тепло, а то и вовсе здания построены по проектам, рассчитанным на Европейскую часть России, но никак не на Крайний Север. Поэтому и были разработаны соответствующие программы, многие из которых действуют до сих пор. И программы эти отнюдь не для галочки, по ним реально очень многое сделано. Хотя, конечно, где-то больше, где-то меньше. Все зависело от имеющихся ресурсов, с наличием которых в 90-е дело обстояло не очень здорово.

В 2009-м был принят 261-ФЗ «Об энергосбережении…», существенно усовершенствованный по сравнению с законом 1996 года. Ключевыми, по мнению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС Тамары Меребашвили, высказанному ею в докладе на 12-м Санкт-Петербургском экономическом форуме, стали такие новшества, как повышение статуса энергетического паспорта, введение требований к саморегулирующим организациям (СРО). Появились конкретные требования к энергоэффективности товаров, зданий, сооружений, а также к проектной документации. Расширен круг обязательных субъектов применения энергоэффективных технологий. Введены меры, стимулирующие приобретение энергоэффективных товаров для государственных нужд через обязательные требования к закупкам. И наконец, введен новый вид гражданско-правового договора — энергосервисный контракт. К этому закону было принято более 70 нормативно-правовых актов, многие из которых значительно запаздывали. Например, необходимые изменения в Налоговом кодексе, включающие перечень объектов, на которые распространяются льготы к налогу на прибыль, были внесены только в апреле 2012 года.

Наряду с 261-ФЗ была запущена Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года. Уже в первый год на мероприятия по ее проведению было выделено более 47 млрд. руб. Но полностью средства в рамках данной программы освоили в 2011 году лишь шесть регионов.

Кроме того, после выхода 261-ФЗ, с 2009 года и по настоящее время, в регионах, отдельных ведомствах и некоторых компаниях (в том числе государственных) стали появляться центры энергоэффективности. Первый такой центр организован при компании «Мосэнергосбыт» в 2009 году. Его задачей стало, с одной стороны, выделение и демонстрация энергоэффективного оборудования как для бытового, так и для промышленного сектора, с другой — обучение принципам энергосбережения и формирование у населения страны рачительного отношения к энергоресурсам. Надо сказать, задача эта весьма непростая, учитывая особенности нашего менталитета, когда бережливость часто воспринимается как скупость или даже жадность, что, как известно из любимого многими советского мультфильма, скверно. Как отметила Тамара Меребашвили, это даже одно из главных препятствий, которое приходится преодолевать в ходе таких проектов.

К настоящему времени количество таких центров перевалило за два десятка. Их организуют, как уже было сказано выше, в основном энергосбытовые компании, но не только они. Так, например, в Волгоградской и Калужской областях центры энергоэффективности были организованы областными администрациями. В Санкт-Петербурге — профильным ведомством городской администрации. Свой центр энергоэффективности существует также в федеральном министерстве образования.

Важным направлением деятельности центров является энергоаудит. Ведь выявление потенциально проблемных участков позволяет устранить те места, которые не позволяют в полной мере бережно использовать ресурсы, в том числе электрическую и тепловую энергию. И именно защитой от низкокачественного энергоаудита, по мнению исполнительного директора СРО «Союз “Энергоэффективность”» Дмитрия Серебрякова, является обращение к услугам центра энергоэффективности, где аккумулируются квалифицированные специалисты в этой области. Так что далеко не случайно, что создание таких центров взяли на себя именно энергосбытовые компании, где есть такие специалисты.

При этом одним из важнейших средств, направленных на экономию и рациональное использование электроэнергии, являются интеллектуальные системы. Среди них, в частности, АСКУЭ (автоматизированные системы контроля и учета энергоресурсов), более известные как «умные счетчики». Эти довольно сложные программно-аппаратные комплексы позволяют быстро выявлять потенциально проблемные участки, а средства многотарифного учета стимулируют к тому, чтобы сглаживать суточные пики в потреблении энергоресурсов.

Вслед за аудитом начинается внедрение различных мер. Например, в рамках российско-германской программы «Екатеринбург — энергоэффективный город» в ходе только одного проекта удалось снизить ночное энергопотребление на 40%. Причем для выявления всяческого рода узких мест активно использовались интеллектуальные средства и ИТ-решения. К примеру, в госкорпорации «Росатом» идет такой проект, который предполагает снижение к 2015 году затрат на топливо и энергоресурсы на 25%. По состоянию на сентябрь 2012-го снижение составило уже более 11%. И это только первые результаты, о которых было публично объявлено. Идет активная реконструкция различных металлургических предприятий, где также энергоэффективность является одним из важнейших приоритетов. И тут велика роль ИТ, поскольку заметной экономии можно добиться в том числе оптимизируя настройки средств низкоуровневой автоматизации.