Я возглавляю Комиссию по развитию информационного общества Совета Федерации Федерального собрания России. В нашу сферу подпадают все социально значимые отрасли, включая образование и здравоохранение. Сейчас под особым нашим контролем находится всё то, что связано с использованием Интернета в общеобразовательных учреждениях.

Сегодня Интернет является важной, даже необходимой составляющей жизни очень многих людей. Доступ в Сеть имеют практически все образовательные учреждения. Но ни для кого не секрет, что Интернет не только дает много новых возможностей, в том числе и для обеспечения учебного процесса, но и несет множество угроз. Среди них немало таких, которые ребенок не может объективно оценить просто в силу возраста и небогатого жизненного опыта. Да и взрослые зачастую не чувствуют угрозы, когда находятся один на один с компьютером.

К сожалению, многие вопросы, связанные с обеспечением безопасности детей, остаются без должного решения. Эта тема давно стала предметом обсуждения на нашей площадке. И в результате нами был разработан и принят ряд решений. На наш взгляд, принципом поддержания безопасности работы в Сети, как технически, так и технологически верным, является формирование культуры безопасного поведения в информационной среде. И прививать ее необходимо с самого раннего возраста. Сейчас наши школьники изучают информационные и коммуникационные технологии со второго класса, т. е. с семи-­восьми лет. А всё, что относится к области информационной безопасности и информационных угроз, в том числе связанных с использованием Интернета, согласно действующей программе преподается лишь начиная с девятого класса. А это, конечно, уже несколько поздновато.

Данную проблему мы вынесли на обсуждение… По инициативе нашей комиссии в марте состоялись парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет». Слушания проходили под председательством главы верхней палаты парламента Валентины Ивановны Матвиенко. В них принимали участие сотрудники Министерства образования и науки, Роскомнадзора, Министерства культуры, других ведомств, а также представители экспертного сообщества. Были и представители педагогического сообщества и даже учащиеся.

В результате этих слушаний мы выработали ряд рекомендаций, которые вошли в письма, подготовленные для всех заинтересованных ведомств. Были выработаны и технические регламенты по обеспечению безопасного Интернета, в разработке которых активное участие приняли эксперты в области ИТ. Они связаны с аспектами контентной фильтрации.

Мы не стали изобретать велосипед: это дело дорогое и совершенно не продуктивное. Нами применялись давно используемые и неплохо себя зарекомендовавшие решения. Речь шла о том, чтобы правильно их настроить. К таким инструментам надо подходить умно, без лишних запретов.

Комиссией были разработаны методические рекомендации относительно того, к каким ресурсам школьники могут иметь доступ, а к каким нет. И на их основе технические специалисты выработали комплекс мер, который позволил достичь поставленной цели. Написаны два регламента, согласованные с двумя заинтересованными ведомствами. Тем самым создан единый подход к системе фильтрации в масштабах всей страны. Причем он не зависит ни от поставщиков са­­мих систем фильтрации, ни от интернет-­провайдеров. Раньше виноватыми в том, что ученики посещали «не те» ресурсы, как правило, оказывались директора школ или учителя информатики. Очень часто в ходе проверок образовательных учреждений доступ в Интернет просто вынужденно приходилось отключать, теперь этот дамоклов меч над ними уже не висит. Мы копили знания, делали анализ и постарались максимально учесть накопленный опыт, в том числе и международный, даже отрицательный. Известно, что под блокировку нередко попадали и образовательные ресурсы, содержащие информацию, которая входит в программу, но формально подпадает под правила фильтрации. Мы старались сделать так, чтобы подобные коллизии не возникали.

Однако надо иметь в виду, что наряду с проблемами, которые относительно легко решаются, например, с помощью уже давно существующих и реально работающих технических средств, тех же инструментов контентной фильтрации или родительского контроля, существуют и другие, из разряда куда более сложных. Но и тут мы нащупываем нужные подходы. Здесь может помочь общефедеральная система мониторинга ресурсов, доступ к которым производится из различных учебных заведений. О такой системе давно говорят в министерстве образования, но готовых результатов пока нет. Тем не менее создавать систему мониторинга нужно. Без нее сложно оценить масштаб угроз и определить меры, необходимые для минимизации их последствий, равно как и оценить реальную востребованность тех или иных ресурсов, используемых в образовательном процессе. Это нужно и для того, чтобы они регулярно обновлялись и наполнялись востребованным контентом. То, что когда-­то было создано, со временем обязательно требует корректировки. Так что создание такого мониторинга решит комплексную задачу.

Договорились мы и о том, чтобы вопросы безопасного использования Интернета включить в школьный курс. Программы учебного курса для младших и средних классов уже активно разрабатываются. Так что совсем уже скоро дети станут получать базовые знания по данной проблематике не в девятом классе, а существенно раньше.

Помимо этого, мы считаем, необходимо осуществлять разного рода пропагандистские (в хорошем смысле) программы, связанные с разными аспектами безопасного использования Интернета. Причем рассчитаны они должны быть не только на детей, но и на взрослых. Сейчас много говорят о госуслугах в электронном виде и о расширении их предоставления. Но до сих пор многие ими не пользуются только потому, что или не умеют этого, или просто не знают о них. В результате растет нагрузка на сотрудников госучреждений да и сами граждане теряют время в очередях. И образовательные учреждения могли бы стать той площадкой, которая донесла бы до взрослых — родителей, дедушек, бабушек, — как удобно и безопасно воспользоваться теми же электронными госуслугами. Весь необходимый потенциал для этого есть.

А еще в рамках обеспечения безопасности детей при использовании сети Интернет мы попытались выступить с законодательной инициативой: о необходимости программы сертификации мобильных устройств с доступом в Интернет для использования в образовательных учреждениях; одним из критериев ее успешного прохождения должно стать наличие функций родительского контроля. Увы, у нас это пока не получилось, но мы не теряем надежды, что нашу инициативу поддержат производители устройств и разработчики ПО. Использование мобильных устройств дает целый ряд новых возможностей как для учеников, так и для преподавателей. В том числе связанных с контролем того, чем занимаются учащиеся во время урока. На рынке есть такие решения, и они по-­настоящему эффективны.

Как все мы знаем, развитие технологий идет быстрыми шагами, и политика ИТ-­компаний меняется. Лет десять назад я сама, будучи учителем, осваивала многие новые технологии, в частности интерактивные доски, что называется, «методом тыка». Естественно, многие возможности оборудования оказывались не задействованными в ходе учебного процесса. Теперь же производители оборудования развертывают масштабные обучающие программы для потребителей своей продукции, в том числе и для учителей. Причем сами компании в этом тоже заинтересованы, так как они получают канал обратной связи, который помогает им делать свое оборудование более удобным в обращении, повышая его конкурентоспособность на рынке.

Таким образом, мы попытались найти комплексное решение проблемы, а не ограничиваться точечными мерами. Каждое из этих направлений мы стараемся держать на контроле. И продолжаем поиск методик и решений, которые позволят повысить безопасность пользования Интернетом и в целом информационной среды для детей и подростков. Мы все: учителя, родители, ИТ-­сообщество — должны вместе развивать взаимодействие с тем, чтобы данный процесс привел к появлению результатов.

Тем более, что успешные примеры есть. В частности, многие моменты, связанные с законодательным обеспечением дистанционного образования, были включены в базовый закон «Об образовании» после того, как появились работающие решения. И в этом процессе активно участвовали и ИТ­сообщество, и преподаватели. Но это не предел, так что мы готовы сотрудничать и дальше.