В холдинге «АгроТерра» для прогнозирования ситуации пытаются использовать в том числе и концепцию краудсорсинга.

Какие-то другие прогнозы могут оказаться ошибочными, но вероятность того, что потребность в прогнозировании будет расти, близка к единице. Объяснение простое — рынок меняется, причем со все возрастающей скоростью. Тот, кому удается верно определить тенденцию, получает преимущество, просчеты оборачиваются потерями, поэтому все заинтересованы в максимально точном прогнозе. Эксперты стараются учесть максимальное количество значимых факторов, аналитики строят все более изощренные модели, а недавно на горизонте появился новый подход, который может послужить хорошим дополнением к уже существующим, — коллективное прогнозирование. Он делает только первые шаги, и в России этой темой сегодня занимается всего одна фирма, которая называется CIS (Collective Intelligence Systems) и специализируется на решениях для бизнес-краудсорсинга. Об опыте коллективного прогнозирования в группе компаний «АгроТерра» рассказал Intelligent Enterpeise Антон Кондратюк, управляющий партнер CIS, координировавший проект со стороны подрядчика.

Первоначально CIS образовалась как научная группа при факультете ВМиК (вычислительной математики и кибернетики) МГУ. В этом качестве она приняла участие в популяризации тогда еще только зарождавшегося в России краудсорсинга, а с 2012 года начала предлагать на рынке коммерческие комплексные решения и услуги на базе краудсорсинга для бизнеса и государственных нужд. Основных направлений работы у CIS два — «управление идеями» (Idea management) и коллективное прогнозирование. Большинство проектов относится к управлению идеями — оно вообще более популярно. Многие компании с тем или иным успехом собирают у сотрудников предложения по рационализации и развитию бизнеса, одновременно получают все большее распространение публичные площадки для внесения и обсуждения разнообразных инициатив. Но мало собрать идеи — необходимо еще оценить их, определить лучшие и довести их до реализации. Когда же предложений не два-три, а хотя бы несколько десятков, тем более сотен, один человек (неважно, эксперт, непосредственно принимающий решение, или просто участник голосования) не в состоянии просмотреть и сравнить их все. И здесь необходимо привлекать более сложные технологии и методологии, позволяющие в рамках краудсорсинга организовать многоуровневый отбор. В CIS имеется целый ряд систем, предназначенных для этой цели. Есть настраиваемая форма подачи предложения, заставляющая автора отнести свою идею к определенной классификационной группе, есть автоматический анализ текста, выявляющий среди поданных заявок возможные дубликаты, и анализатор спама, есть поддержка работы модераторов, а также методологов, которые могут отрецензировать предложение и вернуть его автору на доработку. Есть голосование, простое и взвешенное, а предмет особой гордости разработчиков составляет алгоритм попарного сравнения идей, насколько известно, единственный в России. За отбором следует этап групповой доработки, который контролируется методологами: они знают, как организовать процесс, помогают участникам, указывают, на что обратить внимание. «Мы работаем с разными “типажами” участников, — рассказал Антон Кондратюк. — Кто-то способен придумывать собственные идеи, кто-то больше любит оценивать чужие предложения, и такой человек не менее важен, так как помогает найти тот самый “самородок” в общем потоке предложений. Кто-то умеет улучшать и дорабатывать чужие идеи, а наша задача — собрать их всех вместе и правильно скоординировать их работу».

Коллективное прогнозирование организовано иначе — в нем нет ни иерархии, ни методологов, это так называемый «рынок предсказаний» (prediction market). С точки зрения участников процесс, происходящий на разработанной CIS площадке корпоративного прогнозирования «FuturUS», выглядит как биржевая игра, где в качестве активов выступают прогнозы — некоторые события будущего. В эти события, как в биржевые акции, участники вкладывают виртуальные деньги — больше или меньше в зависимости от того, насколько они уверены в своем прогнозе, — и, точно так же, как на бирже, могут в любой момент вывести капитал из одного прогноза и перевести в другой. В конечном итоге какой-то из прогнозов сбывается, и те участники, которые вложили в него деньги, выигрывают, а остальные проигрывают.

После каждой покупки или продажи система рассчитывает по специальному алгоритму агрегированный прогноз, который отражает коллективное мнение участников о будущем развитии событий. В отличие от обычного опроса, где в общем и целом действует принцип «один человек — один голос», здесь участникам разрешается в любых пропорциях распределять и перераспределять свою поддержку между разными «рынками» и даже вариантами ответа. Все это оперативно учитывается в системе: постоянное обновление — еще одно важное преимущество агрегированного прогноза перед опросами (которые нельзя проводить слишком часто). Но главное, чем замечательна игровая форма, — это сама задача: каждый участник стремится выиграть, а чтобы это произошло, он должен внести в агрегированный прогноз свои знания, свою способность к рассуждению, свою уникальную экспертизу. Все участники вместе, таким образом, выступают в качестве некоторого коллективного эксперта. Имеющаяся мировая практика показывает, что такие «эксперты» умеют предсказывать очень неплохо, и проект коллективного прогнозирования в группе компаний «АгроТерра» это подтвердил.

Основное направление деятельности «АгроТерры» — выращивание зерновых и масличных сельскохозяйственных культур, поэтому первым, что попробовали там спрогнозировать, стали цены на зерно. «Сельское хозяйство — сложная отрасль, прогнозировать ее еще труднее, чем биржевой индекс или курсы валют, — объяснил Антон Кондратюк. — Цены на зерновых рынках меняются в зависимости от погодных условий и урожайности или неурожайности в разных точках земного шара... Мы запустили проект в октябре 2013 года, и у нас получилось 75% попадания. Это очень хороший показатель».

В прогнозировании участвовало несколько сотен сотрудников «АгроТерры» — около половины всех тех, кто подключен к корпоративной сети и может высказать свое суждение по поводу будущих цен на зерно, но не является профессиональным аналитиком и экспертом. Участие было сугубо добровольным (незаинтересованный игрок не думает над ставками), и руководство компании не ожидало такого энтузиазма. Оно прогнозировало уровень участия в районе 10–15%, поскольку речь шла о новой технологии и теме, интересной далеко не каждому. Тем не менее, желающих набралось много. «Мы подключили к проекту работников из всех регионов, в том числе находящихся на на самых «рабочих» должностях, таких как агроном или сотрудник элеватора, — рассказал Антон Кондратюк. — Менеджеры более высокого ранга тоже участвовали, но главный наш интерес состоял в том, чтобы получить информацию с полей в буквальном смысле слова. Аналитики в центральном офисе используют достаточно тонкие и сложные модели, но ориентируются все-таки на тренд: в этом году было так, в прошлом так, значит, в следующем можно ожидать такого-то развития событий. А в регионах люди, может быть, уже понимают, нутром чуют, что все пойдет иначе, и вот до них-то мы и стремились дотянуться».

Чтобы включиться в игру на виртуальной бирже, требовалось зарегистрироваться, заполнив форму, и получить ссылку на площадку, логин и пароль. Там участник находил инструкцию по работе, ознакомительный ролик и основной раздел с информацией, очень похожей на ту, что мы видим в финансовых газетах, — график цены, несколько вариантов исходов (то есть возможных значений цены). Ему выдавалась стартовая сумма в 10 000 виртуальных «футуриков» (внутренняя валюта системы), которые можно было ставить. Чем больше «футуриков» выигрывал человек, тем больше шансов у него появлялось на получение призов.

Прогнозы, которые котировались на виртуальной бирже, представляли собой ценовые коридоры — небольшие диапазоны цен. При этом прогнозировались цены для нескольких рынков, которые соответствовали разным промежуткам времени. Участник выбирал рынки, относительно которых у него была какая-то информация, и варьировал свою ставку. Не требовалось обязательно поставить все деньги — при отсутствии информации их можно было и придержать, и в любой момент вывести из игры. Все ставки, как и на настоящей бирже, делались анонимно, так что влияние чьего-либо неигрового статуса или авторитета («X умный, я поставлю так же, как и он») исключалось. Агрегированный прогноз, рассчитанный на основе сделанных ставок, отображался в виде графика котировок. В процессе игры система периодически выполняла перерасчет, и футурики переходили от менее успешных участников к более успешным. Проиграть все было очень сложно, но остаться с двумя-тремя тысячами футуриков на руках — вполне реально. Шанс подняться при этом сохранялся, но чтобы его реализовать, следовало думать.

Проект шел три месяца, и все это время холдинги, входящие в группу «АгроТерра», видели динамику ситуации и старались проанализировать причины, по которым происходят изменения. Практически на каждом рынке (прогнозировании на определенный срок) тот прогноз, который в конце концов выиграл, определился уже к середине срока или раньше. При сравнении прогнозов-победителей с фактически установившимися ценами выяснилось, что для половины рынков они точно попали в реальный узкий ценовой коридор; для большинства оставшихся рынков спрогнозированный коридор оказался ближайшим к реальному. Интересно, что в нескольких случаях оценки участников в самом начале разошлись с видением экспертов, и в итоге подтвердилась правота участников.

Само по себе участие никак не вознаграждалось — только победа. По итогам каждого рынка победители получали грамоты, ценные призы, а около 30 человек, которые заработали больше всех футуриков (то есть оказались лучшими экспертами) получили реальные деньги в соответствии со своим выигрышем. Некоторые были заслуженно повышены по службе, так что краудсорсинг стал и карьерным лифтом. Проект удостоился премии «HR-бренд» в номинации «Регион», поскольку благодаря ему сотрудники, находящиеся на стартовых и средних позициях в региональных отделениях, смогли непосредственно участвовать в деятельности компании в целом, и каждый, независимо от статуса, получил возможность проявить себя и раскрыть свой потенциал. С точки зрения компании проект, помимо решения прямой задачи, позволил провести оценку сотрудников, выявить и задействовать внутренний кадровый резерв.

После Нового года на той же площадке было запущено более сложное прогнозирование EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization — прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) — важнейшего финансового показателя, характеризующего внутреннюю эффективность компании. Участникам предлагалось делать ставки на диапазоны показателя EBITDA, в которые, с наибольшей вероятностью, попадет реальная величина по итогам года. При этом можно было оценивать не только себя, но и холдинги компании в других регионах РФ. При кажущейся сложности проект также был ориентирован на всех сотрудников: диапазоны были широкие, а официальный прогноз – известен. Фактически, это означало исследование доверия к официальным цифрам, и масштабы расхождения. «Тут никуда не денешься, — прокомментировал ситуацию Антон Кондратюк. — Если холдинг работает хорошо, это только подтверждается ожиданиями сотрудников, а если цифры, например, завышены и люди видят на местах другую картину, то система прогнозирования поднимает эту информацию на поверхность».

Третий проект был посвящен оценке урожайности (конкретно — урожайности сои). Участники предсказывали объём, качество и другие специфические характеристики сои, а также оценивали, какое влияние на нее оказал тот или иной негативный фактор. В результате было сформировано видение ситуации «изнутри» и получены данные, которые затем использовали в своих оценках эксперты.

В новом году планируется распространить опыт «коллективного прогнозирования» на другие области, опирающиеся на оценки будущих показателей. «Особенно это становится актуальным на фоне тяжелой экономической и финансовой ситуаций, — считает Антон Кондратюк. — Большая доля неопределенности, особенно у розничного и производящего бизнеса, заставляет компании искать новые точки эффективности, новые источники информации. И одной из таких точек является, безусловно, собственный человеческий ресурс, правильная мобилизация которого дает потрясающие результаты».