Тема интенсивного развития экономики за счет реализации инновационных идей сейчас, пожалуй, является одной из ключевых для всей отечественной деловой прессы, и наше издание тоже старается ее поддерживать.

При этом, с одной стороны, нужно фокусировать свое внимание конкретно на ИТ-инновациях, с другой — будучи больше ориентированными на практические аспекты использования информационных технологий в бизнесе, мы скорее призваны рассказывать не о «чистых» ИТ-инновациях, а о том, как они встраиваются в ту продукцию или в те производственные процессы, которые связаны с деятельностью предприятий. И такие примеры периодически появлялись в наших публикациях.

В целом представляется, что в вопросах использования ИТ-инноваций бизнес также делится на две привычные всем категории — B2B и B2C.

На предприятиях первой группы одним из основных факторов, способствующих реализации принципиальных новшеств в сфере ИТ, является насыщенность информационной поддержкой ключевых процессов. Как наиболее наглядный пример здесь можно назвать компании машиностроительной отрасли с их общим стремлением перехода на электронный макет по всему жизненному циклу изделия. Подобная концепция сама по себе вряд ли может считаться инновацией, скорее это требование рынка. Однако в тех организациях, которые уже сегодня освоили такой формат информационной поддержки производства (а таковые есть и в России), путь инновационных разработок в реальное производство может стать гораздо короче.

В данном случае основной тип ИТ-инноваций — это программные системы, реализующие ту или иную алгоритмику производственного управления. Она может касаться чего угодно: прочностных и других технических расчетов на стадии конструирования, создания эффективных схем доставки комплектующих на производство, формирования оптимальных графиков ремонтов оборудования или, скажем, интерактивных технических руководств, служащих целям сервисной поддержки. Более легким на подобных предприятиях становится путь движения ИТ-инноваций, связанных с использованием Интернета вещей либо, в несколько более узком смысле, промышленного Интернета, сколь бы отдаленной перспективой всё это сейчас ни казалось.

Общий же закон для B2B-сектора представляется довольно простым. ИТ-инновации легче проникают в этот сектор там, где вся производственная цепочка (скажем, от эскиза изделия до его сервисной поддержки) имеет по возможности свое полное отображение в цифровом пространстве.

В секторе B2C ситуация несколько иная. Ключевым драйвером появления инноваций и способности бизнеса адаптировать их под себя в данном случае является концепция клиенториентированности, дополняемая реализуемыми уже в настоящий момент идеями digital transformation. Здесь, быть может, нет общего вектора работы с первичной информацией, который просматривается в секторе B2B, где под этим в основном подразумевается накопление традиционной информации численного формата. В случае B2C формат первичной информации куда более разнообразный — от простых счетчиков посетителей в магазинах и геопозиционирования клиентов до фото в Инстраграмме и текстовых постов в социальных сетях. Соответственно потенциал ИТ-инноваций, связанных со сбором первичных данных в B2C-секторе, в целом можно считать более высоким. Что касается возможных новшеств в алгоритмах обработки информации, то в этом сегменте они, быть может, меньше привязаны к производственным процессам, как это имеет место в случае B2B, а скорее направлены на обработку всего имеющегося разнообразия первичных данных. Поэтому такие популярные направления ИТ-инноваций, как, скажем, обработка текста, речи или изображений, а также некоторые подобласти огромного поля под названием Machine Learning, сейчас в большей степени должны быть востребованы в отраслях, связанных с обслуживанием розничных потребителей.

Еще одной интересной особенностью внедрения ИТ-инноваций в сегменте B2C является возникновение некоторых проблем при их развертывании в масштабах рынка. Так, например, таргетированная рассылка мобильных сообщений в зависимости от геопозиции абонента в единичном варианте внедрения выглядит как эффективный способ повышения продаж. Но всё меняется при массовом внедрении, когда вал сообщений фактически превращается в бесполезный информационный шум. И подобных примеров можно привести очень много.

Однако существуют, как известно, и те отрасли, которые сочетают обе рассматриваемые нами модели. Прежде всего — банковская и страховая. Областью, где сосуществуют методы работы, характерные для B2B и B2C, является и сфера государственного управления. Здесь, пожалуй, можно считать востребоваными ИТ-инновации любых категорий, о чем мы неоднократно писали раньше и продолжаем говорить на страницах этого номера.