Около месяца назад компания «Логика BPM» провела очередную ежегодную конференцию «Миссия выполнима 2014», на которой еще рельефнее прозвучала тема Business Process Management 2.0.

Важность процессной составляющей в управленческой парадигме известна давно и ее действительно трудно переоценить. Более того, ее значимость, пожалуй, некоторые отрасли начинают ощущать даже больше, чем ранее. Периодическое посещение различных мероприятий, посвященных автоматизации управления различных отраслей, позволяют предположить, что в ряде ситуаций, где еще недавно повышение эффективности и качества деятельности связывали исключительно с насыщением отрасли высокотехнологичным оборудованием (как, например, в медицине или в некоторых наукоемких отраслях промышленности), теперь снова возвращаются к детальной оптимизации бизнес-процессов и регламентов.

Основным лейтмотивом конференции, по сути, стала не дальнейшая пропаганда давней идеи оптимизации, а возможность построения процессов, которые (при посредничестве информационных технологий или без) можно при необходимости оперативно трансформировать. То есть мы ни мало, ни много имеем существенный сдвиг в целеполагании построения процессной модели, которая в сою очередь часто является основой построения всей системы управления компанией.

Причины такого внимания к возможности адаптации систем управления в целом очевидны. О них говорят фактически постоянно, упоминая то влияние социальных ИТ на формирование менталитета покупателей (наверное именно поэтому обновленная концепция и получила название BPM 2.0), то глобализацию рынков, то бурное развитие инноваций, то новые возможности современного производства, логистики или ритейла.

В то же время интересно то, что несмотря на исключительную важность технологий формирования и совершенствования бизнес-процессов, именно BPM долго развивалось в традиционном направлении, и соответственно было в большей степени ориентировано на фундаментальный дизайн процессов, и до некоторой степени на последующую их оптимизацию. Тем временем в сторону концепции Agile уверенно двигались другие.

Способность к непрерывной и технологичной трансформации, как известно, давно поднято на щит сообществом разработчиков программных продуктов, и тех, которые занимаются корпоративными системами не в последнюю очередь. Сам термин agile сейчас наиболее тесно ассоциируется именно с software development.

Как известно, уже давно на практике широко применяются оптимизационные алгоритмы в производственном планировании и планировании логистических потоков. Давно известные и широко применяемые на практике идеи Lean и JiT практически отождествляются с оптимизацией. Изначально речь здесь скорее идет не о процессах, а об алгоритмике оперативного принятия решений. Но целеполагание по сути то же самое — обеспечить быструю и адекватную реакцию на изменения во внешней среде.

Мало-помалу находят свое применение не отраслевые и соответственно более универсальные концепции управления, среди которых можно, например, назвать обработку сложных событий (Complex Event Processing — CEP). Внешние события вообще начинают играть в современном управлении более важную роль. Благодаря всеобщей мобилизации и пресловутому «Интернету вещей» они способны поступать в любую ИТ-систему в исходном, обработанном или агрегированном виде. Здесь опять-таки мы не ем дело с процессными технологиями в чистом виде. Потребность в изменении бизнес-процессов если и подразумевается, то скорее как следствие. Фактически совсем вплотную подходит к BPM2.0 идеология Adaptive Case Management (ASM) , о которой наше издание писало недавно (http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=30928). В принципе в этой публикации она фактически и определяется как социальный BPM, хотя средством управления бизнес-процессами ACM в строгом смысле не является.

Наконец, можно отметить рост влияния инструментов аудио и видеоконференций, а также средств коллективной работы в управленческой практике. Методическая подоснова этих технологий в общем небогатая, -- в основном на их основе строится неформальный процесс делового общения. Но движение снова в том же направлении — создание управленческой среды, ориентированной на оперативную реакцию на возмущающие события.

Если возвращаться к BPM 2.0, очевидно, что трансформацией методик и ИТ-поддержки, относящихся непосредственно к процессам, сейчас дело ограничиться не может. Кроме этого обновленная концепция должна обеспечивать «процессный отклик» на любые вышеупомянутые (а также некоторые другие) тенденции в области организации управления, имеющие не процессную природу, но также способствующие повышению гибкости и, как теперь говорят, «аджильности» управления. Собственно это и декларируется, в том числе и на уже упомянутой конференции. Быть может, пока только не столь явно, представляется , что именно эта задача станет основной.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.