Школа IT-менеджмента Экономического факультета РАНХиГ при содействии International Academy of CIO Japan (IAC) и Ассоциации CIO Японии организовала в начале декабря 2011 г. недельную стажировку для своих выпускников и слушателей, которая проходила в ведущих компаниях Японии.

Целью поездки было знакомство с ИТ-стратегиями, применяемыми в ведущих японских компаниях, с использованием ИТ в муниципальном управлении, а также в сфере ИТ-инноваций.

В состав российской делегации входили генеральные директора, функциональные руководители и CIO крупных российских компаний. Поэтому посещение мировых лидеров с оборотами в миллиарды долларов, общение с людьми, отвечающими за ИТ в этих компаниях, их опыт и подходы в построении ИТ и управление проектами оказались полезными для участников стажировки.

Содержательной основой визита стало посещение Министерства внутренних дел и информации. Япония — страна, в которой вполне успешные попытки целенаправленного стратегического руководства информатизацией государственного сектора, а затем и стимулирования бизнеса на применении передовых ИТ, предпринимались с середины 40-х гг. прошлого века. Поэтому основной акцент был сделан на организационных вопросах, отражающих богатейший опыт ИТ-менеджмента в государственном масштабе, подробно представлена организационная структура деятельности министерства и методические проблемы руководства ИТ, которые в сегодняшней терминологии принято относить к категории e-Governance.

Кроме достижений в области руководства ИТ-направлением на государственном и муниципальном уровне, интересно было познакомиться и с информационной поддержкой в японских коммерческих компаниях, которая реализуется во многом автономно. И это, надо сказать, весьма характерно именно для этой страны. Поэтому визитам на предприятия из реального сектора экономики в ходе стажировки также уделялось много внимания.

В ходе визита слушатели посетили следующие компании.

NTT DoCoMo, относящуюся к числу мировых лидеров в области мобильной связи и предоставляющую широкий спектр услуг в области связи более чем 56 млн потребителей (по данным на апрель 2010 г.). Компания всегда находилась на передовых рубежах технического прогресса. Сервис i-mode, позволяющий получать электронную почту и обеспечивать доступ в Интернет для нескольких десятков миллионов клиентов, запущен компанией еще в 1999 г. А в 2001 г. был создан первый в мире мобильный сервис третьего поколения (3G), основанный на технологии WCDMA. Нашей делегации были представлены новейшие разработки компании: 3D-телефон, 3D-очки, а также новейшие средства электронных платежей.

Shiseido Co. Ltd, старейшую в мире компанию по производству косметики, организованную в 1872 г. Было рассказано об ИТ-стратегии и организации взаимодействия с региональными офисами. За реализацию ИТ-стратегии в Shiseido отвечает директор планирования и управления ИТ, CIO находится у него в подчинении.

На сегодняшний день в группу входит 116 компаний. Общая численность сотрудников 44 тыс. человек.

Sojitz Corporation, многопрофильную корпорацию, работающую во многих отраслях, включая строительство, лесное хозяйство, горнодобывающую, нефтяную, текстильную промышленность, производство пластмассы и химикатов, а также в сфере международной торговли. Sojitz имеет солидный опыт в реализации политики информационной безопасности холдинговых структур, которым она и поделилась с участниками программы стажировки.

Компания IBM организовала круглый стол, на который были приглашены CIO компаний Hitachi Construction Machinery Co., Ltd., HOKKAN Holding Ltd. И The Yakohama Rubber Company, Ltd. В ходе дискуссии у российских и японских коллег была возможность обменяться мнениями о подготовке CIO и сотрудников ИТ-отделов.

Президент японской ассоциации CIO профессор Камиока и директор Школы IT-менеджмента Александр Соколов выступили с презентациями на тему подготовки CIO в Японии и в России. Что характерно, большинство проблем и задач в Японии оказались аналогичны российским.

Весьма интересным также оказался доклад представителя японского отделения IBM о развитии человеческих ресурсов. Сочетание ориентации на общеизвестные для японского бизнеса традиции долгосрочного найма и взаимной лояльности компании и ее сотрудников с классическими западными подходами в сфере HR-management позволяет говорить практически об уникальном опыте, накапливаемом в этой области управления.

По итогам стажировки президент International Academy of CIO Japan Таро Камиока вручил слушателям сертификаты об успешном завершении CIO Executive Training Program.

Отзывы участников

Александр Арсентьев, аналитик отдела разработки скоринговой системы, банк «ВТБ 24»:

«Хотелось бы поблагодарить организаторов мероприятия, как с нашей, так и с японской стороны. Для себя вынес много нового и полезного, познакомился с замечательными людьми и отличными профессионалами, узнал поближе культуру страны, которая интересовала с детства и которую считал недосягаемой. С точки зрения профессионального опыта было интересно услышать доклады первых лиц передовых компаний, посмотреть разработки, которые на годы опережают окружающие нас в повседневной жизни вещи.

Япония — страна контрастов, и это не просто слова, а отражение действительности. Древние храмы здесь соседствуют с современными небоскребами, сногсшибательные здания не мешают наблюдать красоту природы, японцы ездят на сверхскоростных поездах, но, как и сотни лет назад, едят палочками... После посещения Токио остается чувство, будто побывал в городе будущего и удивительно прекрасном музее под открытым небом одновременно!»

Кулистов Василий, руководитель отдела ИТ, «БДО Юникон Менеджмент»:

«Мне эта стажировка дала возможность познакомиться и пообщаться с коллегами-CIO как с японской стороны, так и с нашей, убедиться в том, что в своем развитии корпоративных информационных систем и средств коммуникаций мы движемся в одном направлении и даже не сильно отстаем в идеологическом плане. Я смог получить представление о том, какие подходы и инструменты используются в ведущих японских компаниях для повышения эффективности и непрерывности бизнеса. Узнал о состоянии дел, успехах и проблемах в области подготовки CIO как потенциальных технологических бизнес-лидеров. Ну и наконец, просто получил огромное удовольствие от знакомства с интересными деловыми людьми, культурой Японии и прекрасным городом Токио. Считаю, что эта стажировка была для меня очень продуктивной».

Гаряев Ренат, директор ИТ-департамента ZEPTER INTERNATIONAL RUSSIA:

«Уровень зрелости ИТ и у нас и в Японии на одном уровне — все мы в курсе новых и современных веяний, направлений и технологий.

Но есть существенный разрыв в конечных результатах использования ИТ, и причина этого, на мой взгляд, не в знаниях каких-то методологий и/или использовании инструментария, а просто в людях. Если у нашего CIO/ИТ-руководителя/директора средний срок жизни на предприятии три года, то в японских компаниях люди работают почти всю жизнь, и это дает им возможность в любой момент времени пользоваться большим личным опытом предыдущих лет и строить планы на много лет вперед. Здесь у меня сразу вспоминается моя любимая фраза из фильма „Пятый элемент“: „Время — ничто, цель — все“. Несомненно, я получил непередаваемое удовольствие от общения с людьми. Видно, что каждый из них готов сделать для тебя все и даже больше, но при этом чувство собственного достоинства их не покидает ни на секунду, и не важно, какую должность человек занимает, регулировщик ли это на перекрестке или директор-распорядитель крупнейшей компании».