Очень часто автоматизация сопровождается целым рядом организационных мер, эффект от которых может быть даже большим, чем от автоматизации как таковой. Хороший пример тому — проект создания интегрированного ньюс-рума в информационном агентстве «РИА Новости». Об этом мы беседуем с руководителем данного проекта Максимом Филимоновым.

Intelligent Enterprise: Насколько используемое решение является типовым и насколько — уникальным?

Максим Филимонов: Если сравнивать с зарубежными СМИ, то наше решение вполне типовое. Однако в России единый центр принятия решений, где сосредоточены редакторы отдельных направлений, используется не слишком часто. У нас далеко не все готовы переехать из отдельных кабинетов в общее большое помещение, где нет даже перегородок.

Чужой опыт мы не использовали, хотя изучали опыт в разных странах, в частности агентства Daily Telegraph, которое не так давно модернизировало свой ньюс-рум. У них мы позаимствовали схему «колесо со спицами», эта модель нам показалась удобной. Что‑то мы переняли у Reuters, что‑то у Bloomberg, что‑то у BBC, что‑то у AFP и EFE.

Однако мы оказались заложниками ограниченного пространства. Вследствие недостатка площадей наш ньюс-рум располагается на двух этажах, что является довольно существенным отличием от классического решения, где всё должно находиться в едином общем пространстве. И это доставляет некоторые неудобства, поскольку нарушает управляемость (ведь два уровня сложнее контролировать) и осложняет коммуникации.

Как создавался ньюс-рум в «РИА Новости»? Откуда шла инициатива, каковы были этапы и организация проекта?

Первые шаги были сделаны несколько лет назад, когда подразделение, занятое производством и выпуском новостей для ленты переехало из от­­дельных кабинетов в общее пространство на втором этаже. Конечно, его нельзя было назвать ньюс-румом. Помещение имело довольно сложную конфигурацию, что не позволяло говорить о создании общего про­странства.

В середине 2007 года руководство агентства приняло решение структурно объединить все новостные редакции с теми, кто обрабатывает материалы для сайта, ленты и т. д. Тогда же возникла идея занять и первый этаж и всех разместить в одном пространстве. Начался ремонт, чтобы из бывшего вестибюля сформировать помещение, которое лучше отвечает требованиям для создания ньюс-рума. Все работы — дизайн помещений и схемы рассадки, монтаж оборудования — мы выполняли своими силами. Только монтаж СКС, слаботочной инфраструктуры и оптических кабелей вела сторонняя организация — компания «БизнесТехнологии». В январе 2008‑го работы были закончены.

Ваши сотрудники работают на планшетных ПК, так что у вас есть довольно редкий опыт их использования. Как они себя показали?

Целью использования планшетных ПК было повышение оперативности передачи информации. Мы выбрали модель Fujitsu-Siemens Lifebook P1610 и в целом ею вполне довольны. Однако результаты работы на планшетных ПК двояки. Вне Москвы корреспонденты ими активно пользуются, а вот в Москве, как показала практика, передать новость традиционным способом, по телефону, оказывается быстрее, чем набрать текст на «планшете» и передать по электронной почте.

Дело в том, что в Москве все еще недостаточно развита сеть Wi-Fi, а с высокоскоростной мобильной связью дело обстоит даже хуже, чем в целом ряде регионов. Кроме того, быстродействие ультрамобильных ПК часто оставляет желать лучшего. Проблемы возникают и с перьевым вводом, поскольку сама технология до сих пор не слишком хорошо отлажена, и с традиционным клавиатурным, так как клавиатуры у этой модели не слишком удобны. Так что мы все еще мечтаем об устройстве, которое объединяло бы быстрый компьютер с полноценными коммуникационными средствами. Вопрос в том, появится ли оно…

Можно ли подвести некоторые итоги проекта создания ньюс-рума?

По итогам работы очевидными стали несколько вещей. Самое главное — повысилась эффективность работы. Прежде всего за счет оперативности, эти показатели у нас существенно улучшились. Это сложно оценить количественно, но результат тем не менее заметен. Значительно увеличилось и число новостей, многие из которых появляются вследствие взаимодействия разных редакций.

Хотя этот эффект достигнут не только благодаря ИТ, но и в силу других факторов. В частности, тому способствовали принятые меры по улучшению работы корреспондентов, систематизации требований по ускорению обработки информации и целый ряд других мероприятий. Эффект в основном достигается не расстановкой столов и не дизайном помещений, а путём организации внутренних процессов и выстраивания связей между разными людьми. Причем это касается не только функциональных связей, но и личностных. И устанавливать эти межличностные связи сложнее всего. Развитие этого проекта будет касаться совершенствования бизнес-процессов, связанных с обработкой информации. С технической стороны пока менять ничего не будем.