Финансирование предвыборных кампаний всегда привлекает пристальное внимание общества. О том, как эти процессы контролируются с помощью ГАС «Выборы», рассказывает Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий «КРОК инкорпорейтед» (КРОК).

Intelligent Enterprise: Каково назначение систем «Контроль финансирования полити­ческих партий» и «Контроль избирательных фондов»?

Игорь Никулин: Речь идет о двух решениях, которые могут показаться похожими, но существенно различны по функциям. Задача «Контроль избирательных фондов» (КИФ) появилась внутри подсистемы автоматизации избирательных процессов (ПАИП) в рамках создания ГАС «Выборы» в 2001  г. Тогда мы совместно с ФГУП НИИ «Восход» выиграли конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы. Это решение предназначено для проверки движения средств на счетах участников избирательного процесса, которыми могут быть кандидаты, избирательные объединения, партии. Проверка отчетности избирательных фондов производится на разных уровнях, в зависимости от вида выборов. На федеральном уровне ею занимаются отвечают избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСРФ). Решение на уровне ЦИК России позволяет агрегировать, помимо контроля избирательных фондов партий и кандидатов, данные из всех субъектов РФ и представлять централизованную отчетность.

Подсистема автоматизации «Контроля финансирования политических партий» (ПАКФПП) появилась в ГАС «Выборы» в 2005  г. Ее назначение — выполнять рутинные операции по проверке сведений о поступлении и расходовании средств, формировать сводные и агрегированные финансовые отчеты. Подсистема охватывает два уровня: ЦИК России и уровень избирательных комиссий субъектов РФ. Состав задач, которые решаются на этих уровнях, различается.

КИФ и ПАКФПП работают на программно-аппаратном комплексе ГАС «Выборы». Используются СУБД, сервер приложений и тонкий клиент. Передача данных между уровнями выполняется по системе связи ГАС «Выборы».

Интегрированы ли эти решения с какими‑либо другими системами?

Так как ГАС «Выборы» — система закрытая, то интеграция выполняется только с подсистемами внутри нее. На уровне базы данных подсистема КФПП интегрирована с подсистемой автоматизации избирательных процессов и, в частности, с задачей КИФ, то есть выполнена интеграция на уровне базы данных. Эти подсистемы используют единые учетные регистры, классификаторы и справочники. Например, справочники избирательных компаний и политических партий едины для всех подсистем и задач. С некоторыми подсистемами интеграция выстраивается иначе. Например, с подсистемой связи и передачи данных подсистема КФПП интегрирована на уровне программного интерфейса.

Существует и необходимость интеграции с подсистемой «Регистр избирателей, участников референдума», в которой хранятся персональные данные избирателей. Связь с ней возможна только посредством внешнего носителя. Поэтому в подсистеме КФПП формируется файл установленного формата, передаваемый в ПРИУР, где и формируется ответ.

Для оперативного получения сведений о движении средств на счетах фондов, опять же через «воздушный зазор», реализована интеграция КИФ с информационной системой Сбербанка РФ.

Какие аналитические функции реализованы в этих двух решениях, и какая отчетность строится на их основе?

Аналитика, проводимая ПАКФПП, базируется на двух видах документов. Во-первых, это квартальные отчеты «Сведения о поступлении и расходовании средств», представляемые всеми политическими партиями. Во-вторых — их сводные финансовые отчеты. Выполняется проверка на соответствие требуемым форматам, проверка сроков предо­ставления отчетности, проверка арифметической коррект­ности и выявление различного рода противоречивости и несогласованности информации внутри документа. Особое внимание уделяется проверке полноты данных. Партия должна в обяза­тельном порядке представить определенную информацию, и здесь речь идет не просто об обязательности заполнения полей, а именно о полноте данных. Например, если партия получает имуще­ство, она должна указать, что за имущество она получила.

Самая значительная проверка, реализованная в КИФ, — проверка на соответствие требований к жертвователям. Не каждое юридическое или физическое лицо может выступить в роли жертвователя, существует множество налагаемых законом ограничений. Есть и ограничения по объему пожертвований. При этом очень важна консолидация данных на уровне ЦИК России, так как общая сумма всех пожертвований во всех 83 регионах не должна превышать определенный для партии лимит. Также определенное лицо, в каком бы регионе ни производилось пожертвование, не может пожертвовать больше, чем это определено законом. Для решения этой задачи очень важны механизмы очистки данных, поскольку в ходе внесения средств первичные данные в разных регионах поступают в локальные базы данных, и когда они пересылаются в ЦИК России, встает вопрос об устранении дублирования. Решение о том, что два разных лица — на самом деле одно, принимает человек, но если такое решение принято, то при последующей передаче данных оно учитывается автоматически. КИФ работает еще в течение некоторого времени после окончания выборов, проверяя финансовые отчеты с целью выявления нарушений.

Все данные по открытию счетов на проведение избирательных кампаний и по привлечению пожертвований проверяются КИФ, и по результатам проверки выводится отчет. Далее информация с использованием данных КИФ направляется к владельцу избирательного фонда, который должен в течение 10 дней либо обосновать сомнительные платежи, либо вернуть финансовые средства.

КИФ способна строить более 100 разных отчетов, в которых представлены те или иные срезы информации — различные аналитические, стати­стические формы, выявленные несоответствия законодательству.

Каковы результаты работы систем, каковы планы их развития?

Для нас вполне очевидно, что по мере работы с решениями их ценят все больше и больше, хотя изначально они рассматривались как нечто вторичное. Растет доверие к системам: если раньше работники аппаратов избирательных комиссий использовали первичные данные, то теперь больше опираются на отчеты, полученные в результате обработки первичных данных с помощью наших систем. Агрегировать вручную такой объем информации, даже если она есть в электронном виде, — задача просто неподъемная, а разработанное ПО существенно повышает качество и скорость проверки. Мы рассматривали опыт, накопленный в этой области на Западе, просматривали отчеты, которые там публикуются после выборов, и стало ясно, что наши системы решают гораздо больший круг задач. Постоянные доработки систем немного меняют их функциональность, фиксируют изменения законодательства и опыт правоприменения. Существенные изменения повлечет планируемый переход ГАС «Выборы» на новую технологическую платформу. Одновременно ПАКФПП и КИФ будут доработаны в соответствии с требованиями заказчика к интерфейсу, алгоритмам обработки, объему проверок.

Когда появились устройства подсчета голосов? Как они изменялись со временем?

Первые сканирующие устройства появились в 1996  г. С точки зрения сегодняшнего дня они были очень тяжелыми, механически и оптически сложными. Однако функционально приборы справлялись с задачей, и была выпущена опытная партия — 100 устройств, впервые примененных на выборах президента РФ в 1996  г.

Первая доработка произведена в 1998  г. Тогда уже весь прибор, включая аппаратную часть, разрабатывался нашей компанией. Он стал легче и проще, весил уже не более 15 кг. Архитектурно прибор представлял собой обычный персональный компьютер, который через специально разработанный интерфейс соединялся со сканирующим устройством. В 2000  г. была разработана следующая версия устройства — сканер избирательных бюллетеней СИБ-2000. Он был построен по архитектуре, позволяющей использовать один персональный компьютер для нескольких сканирующих устройств, которые соединялись с ним посредством сетевого интерфейса. Единственный недостаток, унаследованный от предыдущего поколения, — использование достаточно сложной оптической схемы.

В 2003  г. требования к средствам автоматизации работы участковых избирательных комиссий и процедура их применения были определены законодательно. В соответствии с новыми требованиями компания КРОК создала комплекс обработки избирательных бюллетеней — КОИБ-2003.

Чем отличается КОИБ-2003 от предыдущих версий приборов?

Комплекс получил принципиально иную оптическую схему, основанную на контактном считывании информации. Это значительно упрощает его настройку и повышает надежность прибора. КОИБ имеет датчик двойного листа. Теперь избиратель не сможет опустить сразу несколько бюллетеней, сложенных вместе. В устройстве реализован довольно сложный механизм идентификации подлинности бланка бюллетеня. Скорость обработки бюллетеня составляет всего две с половиной секунды. Прибор прост в сборке и рассчитан на массовое производство.

КОИБ-2003 представляет отчет о распределении голосов уже через минуту после окончания голосования. Протокол об итогах голосования записывается на дискету и на жесткий диск в устройстве. После выборов дискета вместе с распечатанным и подписанным избирательной комиссией протоколом доставляется в вышестоящую комиссию, а информация с жесткого диска уничтожается. В соответствии с требованиями международных стандартов произведена сертификация встроенного программного обеспечения КОИБа на отсутствие недекларированных возможностей. Его код зафиксирован контрольной суммой, и любое изменение ПО легко проверить.

В 2003  г. была выпущена первая опытная партия КОИБов — 100 приборов. Затем в 2004  г. сделано 1000 устройств для ЦИК России, и в 2005 и 2007 гг. — 2000 приборов по заказу Мосгориз­биркома.

В единый день голосования 14 марта 2010  г. в Рязани проходил тестирование образец нового КОИБа. Каковы его результаты?

В этом устройстве мы впервые использовали технологию голосового интерфейса. Кроме того, оно стало проще в эксплуатации и понятнее избирателю. В нем реализован довольно сложный алгоритм тестирования, позволяющий определить достоверность работы устройства перед выборами. ЦИК России уже закупает первые 100 КОИБ-2010. По результатам испытаний будет принято решение об их дальнейшем производстве.

Ирина Камша,
начальник отдела обработки информации, анализа и подготовки информационных ресурсов ГАС «Выборы» ФЦИ при ЦИК России

Задача КИФ успешно применяется в избирательных комиссиях всех уровней (за исключением участковых) с 2003  г., подсистема КФПП — в ЦИК России и избирательных комиссиях субъектов РФ с 2005  г. Многолетний опыт использования данного ПО при проведении избирательных кампаний любого уровня, а также в период между выборами показал, что автоматизация обработки значительных объемов финансовой отчетности, рутинных расчетных операций, обеспечение аналитической информацией помогают своевременно выявлять и предотвращать нарушения законодательства, позволяют повысить эффективность деятельности избирательных комиссий при решении поставленных задач. Кроме того, данное СПО используется для подготовки информации, публикуемой в СМИ, способствуя решению важной задачи: сделать более прозрачными и избирательный процесс, и финансовую деятельность политических партий.

Александр Попов,
начальник Управления эксплуатации и развития ГАС «Выборы» ФЦИ при ЦИК России

КОИБ пользуется доверием большинства избирателей. Комплексы применялись на выборах в разных регионах России. Все время эксплуатации они демонстрировали высокую надежность. КОИБы существенно облегчают работу членов избирательной комиссии, дают возможность провести подсчет голосов практически мгновенно и снижают риски человече­ских ошибок. С их использованием появилась возможность автоматически проверять установленные законом контрольные соотношения. В настоящее время КОИБы активно используются на выборах всех уровней. Так, в октябре 2010  г. 20 субъектов РФ изъявили желание применить КОИБы на своих выборах.