В компании «Северсталь» внедрение унифицированных коммуникаций рассматривается как один из главных элементов трансформации культуры ведения бизнеса в компании. О содержании и значении преобразований мы беседуем с директором «Северстали» по информационным технологиям Евгением Чаркиным.

Intelligent Enterprise: Просматривая зарубежные публикации, мы обратили внимание на сообщение о внед­рении в «Северстали» коммуникационного сервера Microsoft Lync Server в рамках построения единой системы кор­по­ративных коммуникаций на базе сервисов Microsoft. Можно ли кратко сформулировать бизнес-задачу, которую решает этот проект?

Евгений Чаркин: Фор­му­лировка очень простая: мы хотим изменить корпоративную культуру, сделав ее более эффективной и гибкой, а это значит сделать более гибкой и эффективной связь — коммуникацию между руководством компании и всеми слоями управления. И здесь могут принести огромную пользу унифицированные коммуникации, интегрированные с портальными решениями: все вместе позволяет донести до сотрудников компании стратегию, планы и позицию руководства, причем сделать это с гораздо большим охватом, чем при любом другом подходе.

Если говорить о корпоративном ландшафте, то у нас есть стандартное ERP-решение на базе SAP, которое начинается от уровня MES (Manufacturing Execution System) и заканчивается системой BI с подготовкой отчетности. Для всего, что сюда не входит (кстати, и для внедрения решений), мы видим как стандарт продукты Microsoft. Это электронная почта, интегрированная с документооборотом, портальными решениями и средствами коммуникации. То есть «Северсталь» начинает интеграцию на платформе Microsoft всех видов связи — проводной, мобильной, видео — в рамках реализации проекта по построению единого ком­муникационного пространства компании.

Мы идем на решение этой задачи с Microsoft Exchange, SharePoint и Lync Server. Их необходимо интегрировать со структурой Polycom — это у нас стандарт видеоконференцсвязи — и, естественно, с магистральной инфраструктурой Cisco. Сейчас мы внедряем систему IP-телефонии на базе решений Cisco. Так что в процессе интеграции будут соединены три платформы.

Далеко не все поставщики решений понимают под унифицированными коммуникациями полную гамму всего, что могут предоставить современные технологии связи. Некоторые выходят на рынок с какой‑то частью комплексного решения, допустим, с одной только IP-телефонией, и все равно говорят об унифицированных коммуникациях. Однако в случае «Северстали», насколько мы понимаем, действительно объединяется целый спектр технологий…

Да, у нас развернут полный набор решений, включая развитую систему видеоконференцсвязи — более 60 точек по всему миру, — а также систему промышленного видеонаблюдения, которая должна помогать в решении вопросов как контроллинга, так и безопасности. Задача начавшегося проекта — связать эти системы в одну и добавить к ней мобильные коммуникации. Мобильность как мировой тренд, безусловно, будет востребована, и мы тоже смотрим в эту сторону, уделяя много внимания решениям данного класса.

С использованием мобильных технологий в автоматизации бизнеса, как известно, тесно сопряжен вопрос существования корпоративных стандартов на соответствующие клиентские устройства. Есть ли такие стандарты у вас?

Мы не стандартизируем модели коммуникаторов — это бесполезно, поскольку они слишком часто обновляются, и нам пришлось бы непрерывно обновлять наш стандарт, что вряд ли разумно. Для настольных компьютеров и ноутбуков, где технологии стабильнее, у нас есть корпоративные стандарты, даже ранжированные по производителям. Разумеется, на ПК и ноутбуках всегда устанавливается операционная система Windows, причем, подчеркну особо, лицензионная. Мы придаем большое значение репутации компании и поэтому жестко боремся со всеми видами нелицензионных программ. Вопросы лицензирования для нас очень важны.

В случае мобильных устройств подход такой: мы не покупаем их для сотрудников. Каждый сотрудник сам выбирает для себя модель, а мы ограничились тем, что обозначили типы операционных систем, которые готовы подключать к нашей инфраструктуре. Таким образом, если у работника есть свой коммуникатор с ОС Android, Mac OS, Windows Mobile, это устройство будет подключено к корпоративной сети, и на него можно будет получать оттуда информацию. Поддерживаются только наиболее популярные платформы, которые сейчас, по сути дела, занимают весь рынок. Менее распространенные, такие как Symbian, например, в их число не входят.

Итак, программная платформа Microsoft должна быть соединена с аппаратными платформами Cisco и Polycom. Казалось бы, унифицированные коммуникации — единая концепция, в которую должны, так сказать, вкладываться все интерфейсы, и программные, и аппаратные. Но есть и специальные альянсы, например между Microsoft и Polycom, которые якобы предполагают появление на рынке некоего комплексного программно-аппаратного решения. Каков в данном случае ваш подход, насколько большое значение вы придаете такого рода соглашениям между компа­ниями?

Могу сказать, что мы не выдвигаем наличие подобных соглашений в качестве обязательного условия и не ставим его во главу угла в наших проектах. Но для нас, безусловно, важно то, насколько бесшовно интегрируются между собой технологии разных производителей, а с точки зрения технологической проработки наличие того или иного соглашения и качество интеграции между соответствующими продуктами — взаимосвязанные вещи. Так что это один из факторов, которые мы учитываем при принятии решений.

У нас есть стратегические соглашения с Microsoft и другими поставщиками, и мы очень много занимаемся изучением опыта других организаций. Прежде чем принять какое‑то решение, мы отправляем специалистов в штаб-квартиры производителей, нам выделяют консультантов, которые детально знакомят нас с уже работающими конфигурациями, показывают их нам на местах. Таким образом, к выбору решения мы подходим очень серьезно.

Если же говорить о концепции унифицированных коммуникаций как таковой, то она, на мой взгляд, достаточно универсальна. Я детально изучал решения и от Microsoft, и от Cisco. Отличия, конечно, есть — например, у Cisco по понятным причинам более развита аппаратная составляющая, у Microsoft — некий программный стек. Но в основе всех решений лежит единый стандарт для интегрированной платформы, к которой подключаются все виды связи, а также большинство видов мобильных устройств и, соответственно, мобильные решения. И этот стандарт, в общем и целом, вполне проработан с технологической точки зрения — хотя все мы, конечно, понимаем, что дьявол, как говорится, кроется в деталях.

Перейдем теперь от технологических вопросов к управленческим. Вы говорили о повышении культуры работы, об эффективности. Унифицированные коммуникации повышают ее уже вследствие самого факта их использования в компании? Или решение этого вопроса предполагает и некое переосмысление использования традиционных технологий автоматизации бизнеса, а также трансформацию тех или иных бизнес-процессов?

У нас коммуникации выступают как составная часть единой программы стратегических преобразований. Поясню это на примере использования унифицированных коммуникаций в таких вопросах, как охрана труда: мы придаем очень большое значение промышленной безопасности. Сам по себе мобильный коммуникатор, даже подключенный к корпоративной коммуникационной сети, не поможет повысить безопасность. Но когда в компании поощряется неравнодушное отношение к нарушениям техники безопасности, сотрудник, встретившись с таким фактом, постарается разрешить (или, еще лучше, предотвратить) инцидент, и здесь коммуникатор поможет ему, скажем, оперативно связаться с диспетчерской.

Трансформации культуры у нас посвящен отдельный стратегический проект, который называется «Люди Северстали», так что весь процесс собственно культурных изменений контролируется на самом высоком уровне. Безусловно, это происходит с участием ИТ. У нас есть проект по безопасности, осуществляемый в рамках системы ведения бизнеса «Северстали». И когда управленческие проекты корпоративного уровня поддерживаются технологиями, и технологиями унифицированных коммуникаций не в последнюю очередь, все вместе работает.

Культура в целом может измениться, только если, условно говоря, цепочка коммуникаций станет устойчивой и сквозной — от уровня рабочего до уровня руководителя. Иначе эффект не будет достигнут. Если снова вернуться к вопросу промышленной безопасности и охраны труда, то мы увидим, что они часто отдаются «на откуп», скажем, руководству на уровне управления производственным цехом. Однако на самом деле безопасность должна быть общей заботой, так что здесь нужны и железная воля сверху, и сознательное отношение на производственном уровне. Именно поэтому мы хотим обеспечить связь на всех уровнях управления, применяя в том числе и современные коммуникационные технологии.

Второй пример — это скорость и эффективность взаимодействия сотрудников с руководством. Мы хотим сделать (и делаем) так, чтобы у мастера производства была возможность, грубо говоря, с мобильного устройства связаться с вполне определенным руководителем, задать какой‑то вопрос и оперативно решить его. То есть в компании поставлена задача построить прозрачную и эффективно действующую систему корпоративных коммуникаций как таковых.

Таким образом, вопросы трансформации бизнес-процессов и внедрения новых технологий вполне могут оказаться сопряженными между собой.

Помогут ли унифицированные коммуникации совершенствованию корпоративного обучения?

Безусловно. У нас в компании существует достаточно развитая система дистанционного обучения. Она основана не на визуальном контакте, а на портальном решении. На портале находятся дистанционные курсы, и каждый сотрудник в рамках своей программы обучения может записаться на курс, пройти его, сдать тесты и получить сертификат.

В России пока мало говорят о внедрении унифицированных коммуникаций — обсуждаются главным образом продукты и решения. Что можно сказать об основной идеологии внедрения в вашем случае? Здесь существует два полярных подхода. Первый — так сказать, полномасштабный, с разработкой методологии внедрения, привлечением консультантов, обследованием и реорганизацией бизнес-процессов, второй — облегченный, когда новая система вполне может лечь и на имеющиеся процессы. По какому пути пойдете вы?

Скорее по второму. Если говорить про отдельные компоненты, то для них можно настроить стандартные бизнес-процессы, скажем, согласование договоров, реализованное в Microsoft SharePoint. Это вполне будет работать. Безусловно, понадобятся какие‑то мелкие изменения, настройки маршрутов, но не более того. Для унифицированных коммуникаций, на мой взгляд, более важен технологический консалтинг, то, что касается интеграции на стыках между различными технологиями, — скажем, соединение видеоконференцсвязи, видеонаблюдения и мобильных решений. Кроме того, возникает необходимость привлекать консультантов для проработки вопроса о том, как внедрение новых коммуникационных приложений повлияет на инфраструктуру связи, выдержат ли каналы увеличение трафика. Что касается управленческого консалтинга, то, на мой взгляд, как серьезная составляющая соответствующего проекта внедрения он не нужен. Хотя вполне могут иметь место определенные и, как мне представляется, достаточно очевидные изменения бизнес-процессов, связанные с широким использованием в компании тех же мобильных комму­никаций.

Сейчас очень много говорят об облачных вычислениях и SaaS. Насколько эти разговоры уместно вести, обсуждая методы развертывания в той или иной компании унифицированных коммуникаций?

Уместно целиком и полностью. Если вы возьмете iPhone или Samsung, то у вас в руках окажется устройство, работающее с облачными унифицированными коммуникациями. В самом деле, там стоит система, с помощью которой вы можете и поговорить, и сделать видеозвонок (если позволяет оператор), и послать мгновенное или почтовое сообщение. И понятно, что здесь мы имеем дело уже не только с коммутацией каналов связи, а с полноценным приложением, работающим на стороне оператора. И мы почти всегда не имеем ни малейшего представления о том, где находится тот сервер, на котором установлена программная платформа, позволяющая нам это сделать. Беря устройство и делая видеозвонок, вы работаете именно с облаком. Так что операторские сервисы для частных лиц давно уже стали облачными, и можно видеть, что в том же направлении движутся по крайней мере крупные компании, активно использующие в поддержке своего бизнеса передовые информационные технологии. В качестве первого этапа они создают частные облака. И «Северсталь» в этом плане не исключение. Мы выстраиваем нашу стратегию с таким расчетом, чтобы прийти к частному облаку, и по крайней мере необходимый технологический процесс консолидации и упрощения инфраструктуры мы уже провели. Это позволило нам запустить ЕЦО — единый центр обслуживания, который оказывает всем предприятиям горнодобывающего дивизиона услуги по ведению бухгалтерского учета, налогового учета, транзакционного учета по МСФО и казначейских операций. ЕЦО — наш первый шаг на пути к частному облаку, и благодаря ему мы уже оптимизировали ряд важных бизнес-процессов.