В самом начале 2012 г. в Счетной палате Российской Федерации завершился проект по переводу на виртуальную платформу комплекса серверной инфраструктуры. Масштаб его был скромным и охватывал локальную часть весьма сложной информационной системы этого важного контрольного органа. О ее создании и совершенствовании, о том, по каким принципам происходит строительство инфраструктуры для ее функционирования, мы и беседовали с директором Департамента информатизации Счетной палаты Владимиром Бескровным.

Intelligent Enterprise: В чем специфика деятельности Счетной палаты? В чем состоит принципиальная сложность ее автоматизации?

Владимир Бескровный: С моей точки зрения, таких основных сложностей две. Первая — большой объем информации «на входе» системы, которую необходимо обработать и проанализировать. В соответствии с законодательством Счетная палата контролирует все, что связано с формированием и исполнением федерального бюджета, бюджетов ряда дотационных регионов, государственными внебюджетными фондами, государственным имуществом. Эти процессы сами по себе крайне сложны, многоступенчаты. Они порождают большие потоки данных. Кроме того, переход на программные принципы бюджетирования или, как еще говорят, — к бюджетированию, ориентированному на результат, порождает большой поток данных, связанных с так называемыми «натуральными показателями» деятельности министерств, ведомств, региональных властей, которые и позволяют судить о результативности и в конечном счете об эффективности расходования бюджетных средств.

И вторая сложность: значи­тельная часть деятельности Счетной палаты связана с экспертно-аналитическими задачами. Эта часть высокоинтеллектуальной работы постоянно растет, что обусловлено последовательным расширением видов аудита, осуществляемых Счетной палатой. Начав с финансового аудита, когда отслеживается то, как формируется доходная часть бюджета, как были потрачены денежные средства, и выявляется нецелевое их использование, другие нарушения законодательства, Счетная палата перешла к аудиту эффективности, а затем сформировала методологию и практически начала реализовывать стратегический аудит. Предмет последнего — государственные, межрегиональные и межведомственные программы и проекты. Понятно, что будет непросто создать единую инструментальную среду, где решаются такие разнообразные и сложные задачи, многие из которых, а тем более их совокупности, с большим трудом не только формализуются, но и регламентируются.

Как строились информационные системы Счетной палаты? Насколько при этом менялись принципиальные основы, которые закладывались при их проектировании? Чем это было вызвано?

Как уже было сказано, методы аудита постоянно совершенствовались и усложнялись. При этом ИТ-бюджет у нас довольно скромный. Так что мы придерживались принципа пошагового и помодульного строительства нашей информационно-телекоммуникационной системы (ИТКС).

Мы готовили комплекс инфраструктуры, включая ЦОД, который был запущен в 2003 г. Принципиальным было также создание единой информационной среды и единой базы данных для реализации всего разнообразия методов и форм аудита. Постепенно достраивались другие модули для решения различных задач: средства анализа (кластерного, статистического), моделирования, оценки рисков, прогнозирования. Соблюдался главный принцип: чтобы все эти дополнительные аналитические средства были максимально сопряжены с единой базой данных. Это сопряжение касалось в том числе и пользовательского интерфейса, во многом типового и зависящего от решаемых задач. У инспекторского состава, который работает на более детальном уровне бюджетов и показателей, он будет отличаться от того ПО, с которым работает руководство, где информация более агрегированная.

С какого рода данными приходится иметь дело? Насколько они соответствуют тому, что закладывается в «модную» сейчас концепцию «больших данных»? И как давно стало ясно, что привычные методы не работают в должной мере?

Насколько я понимаю, специфика «больших данных» состоит в необходимости специальных методов их анализа и обработки. Для нас это прежде всего методы интеллектуального анализа, методы поиска скрытых закономерностей (Text Mining и Data Mining) и т. д. Эта тема стала «модной» в Счетной палате довольно давно. Некоторые из этих методов реализованы уже пять-шесть лет назад и активно используются, особенно в последнее время. Они встроены и в специализированные комплексы, например в программный комплекс, предназначенный для решения задач стратегического аудита, внедрение которого завершено в 2011 г. И работа эта будет продолжаться.

Какие требования предъявляет специфика вашей деятельности к оборудованию, которое вы используете? Приходится ли в связи с этим чаще заменять серверы и СХД или применять нетиповые программные и аппаратные решения?

Я не вижу каких-то специальных требований к оборудованию, связанных со спецификой работы Счетной палаты. Самое важное и принципиальное — это, с одной стороны, обеспечить надежную и бесперебойную работу всех сервисов, с другой — подобрать оборудование, максимально «удобное» пользователю для работы с информационными сервисами. Если первое относится в первую очередь к «тяжелому» оборудованию, то второе — к оборудованию рабочего места конечного пользователя.

В части «тяжелого» оборудования, мне кажется, вообще правильно говорить не о выборе оборудования как такового, а о выборе технологий ЦОД, которые оно поддерживает. Получив финансовые возможности модернизировать серверную инфраструктуру, мы недавно реализовали локальный проект по переводу ее части на виртуальные машины. Получилось хорошо, и опыт приобрели. На текущий год запланирован перевод большей части ядра системы на виртуальные платформы. Данный консолидационный проект охватит около 30 физических серверов. К тому же, помимо повышения надежности, использование виртуализации позволит преодолеть ряд ресурсных ограничений.

Что касается конечного оборудования пользователей, то к нему, как я уже сказал, другой подход. Актуальна задача создания удаленных рабочих мест. В принципе мы давно этим занимаемся. Еще в 2006 г. мы создали АРМ инспекторов на базе ноутбуков. Именно эта категория сотрудников особенно часто работает в разъездном режиме. Эти АРМ оснащены средствами копирования, аудио- и видеофиксации, сопряжены с основной системой планирования и учета результатов. При этом возможна загрузка необходимой информации перед командировкой и выгрузка накопленных материалов через локальную сеть Счетной палаты после возвращения из командировки.

Сейчас внедряются удаленные АРМ управленческого типа для членов коллегии, руководства аппарата, директоров департаментов. При выборе аппаратной части АРМа главное внимание уделялось возможности реализации его функциональности на основе естественных для пользователя способов управления — использование рукописного и голосового интерфейса, а также современных способов управления экраном, в целом аналогичных iPad. В результате были выбраны планшетные ПК на платформе x86, которые совместимы с используемым прикладным ПО, в частности с СЭД и ЭЦП, функционирующими в Счетной палате. Значит, его не придется разрабатывать заново или закупать, хотя и потребуется некоторая адаптация. Пока созданы два тестовых образца. Результаты опытной эксплуатации одобрены руководством.

Ваши системы всегда строятся на базе оборудования одного и того же вендора, или в каждом случае подход индивидуальный? Почему было выбрано оборудование именно Fujitsu?

Никакой ориентации на продукцию определенного вендора у нас нет. Оборудование, если речь идет о локальном проекте перехода на виртуальные машины, было выбрано в ходе тендерной процедуры, в полном соответствии с законом № 94-ФЗ. Оно было признано оптимальным по соотношению цены и качества.

Насколько гладко проходил процесс замены оборудования? Были при этом какие-то сложности? Как они решались? Насколько быстро был реализован данный проект?

Основная часть работ заняла всего месяц. Монтаж и наладка оборудования прошли без видимых проблем. Перенос ПО и данных шел сложнее, но зато мы приобретали соответствующий опыт. Еще два месяца ушло на аттестование системы.

Насколько актуальна для вас проблема экономии электроэнергии? В последнее время мы часто слышим, что приходится бороться буквально за каждый ватт.

У нас не слишком большой ЦОД, так что проблема пока, по большому счету, не стоит. Тем более что проект по консолидации серверных мощностей (приблизительно на 40%) естественным образом уменьшит объемы потребляемой электроэнергии. Планируемый в перспективе переход к использованию тонких клиентов также будет способствовать уменьшению энергозатрат. Каких-то специальных «зеленых» мер в этом направлении пока не планируем.

Есть ли резерв по масштабированию систем? Сколько времени предполагается их эксплуатировать?

Да, резервы заложены. Даже в тендерной документации было требование трехкратно увеличить размещаемые вычислительные ресурсы. С объемами данных несколько сложнее. С одной стороны, они растут быстрее. Но и мощности для их хранения дешевле. Возможна также организация и многоуровневых хранилищ, когда информация перемещается на более дешевые и медленные накопители по мере сокращения числа обращений к ней. Однако пока мы лишь планируем реализовать такой подход. Объем первичных данных, сформированный с 1995 г., относительно невелик, около 3 терабайт. Однако заложен трехкратный резерв. Это связано не только с естественным ростом объемов информации, но и с необходимостью иметь пространство для промежуточных данных, которые образуются в ходе работы систем.

Мы рассчитываем, что данное оборудование будет работать в течение шести-восьми лет. Мы, естественно, не можем позволить себе менять оборудование после завершения его гарантийного срока эксплуатации. Бюджет, как уже было сказано, у нас напряженный. Тем более что многие виды оборудования довольно долго поддерживаются производителями — например, дисковые массивы, у которых часто большие резервы по масштабированию. Однако и эксплуатировать многие системы в течение длительного времени не всегда возможно, поскольку оборудование морально стареет. На таком оборудовании невозможно добиться нормальной продуктивной работы новых версий ПО, как системного, так и прикладного. Возрастает и стоимость владения. Так что именно шести-восьмилетний срок эксплуатации видится разумным компромиссом.