Те или иные тенденции использования информационных технологий в бизнесе зарождаются в странах с более развитой практикой их применения в различных отраслях экономики. Зрелая правовая система также играет здесь свою роль. Однако процессы информатизации, как известно, глобальны, и постепенно эти тенденции становятся актуальными для многих стран. Все эти вопросы в контексте развития медицинского обслуживания мы обсуждаем с Дмитрием Парамоновым, CEO американской компании — инкубатора новых медицинских технологий MED-in-TOUCH.

Intelligent Enterprise: Какие наиболее характерные и значимые тенденции в автоматизации медицинской отрасли вы замечаете в настоящее время?

Дмитрий Парамонов: Начну с констатации хорошо известного факта проникновения мобильных устройств (прежде всего смартфонов и планшетных компьютеров) как в повседневную жизнь большинства людей, так и в бизнес. Это отражается, и иногда очень существенно, на работе организаций из большинства отраслей, и в каждой отрасли такое отражение имеет свои особенности. Медицина в этом отношении не является исключением. Более того, в данном случае очень большое значение имеют тенденции как на потребительском, так и на корпоративном уровне использования мобильных устройств, и такое сложение эффекта, пожалуй, характерно именно для медицины.

Широчайшее распространение смартфонов (в основном iPhone) среди жителей США и тот имидж, который уже создан вокруг этого устройства на рынке, приводит к тому, что вокруг него начинает формироваться мощная программная индустрия. Это многим хорошо известно. Появляются всё новые и новые медицинские приложения, количество которых в AppStore уже, по-моему, превышает шесть тысяч. Многие из них связаны с индивидуальными приборами (например, по измерению артериального давления), которые разрабатываются с учетом интеграции с тем же iPhone. Причем, поскольку вся функциональность по обработке данных, их представлению и возможностям передачи по беспроводным сетям оказывается сосредоточена именно в телефоне, стоимость самих индивидуальных приборов невелика. В основном мы здесь говорим о диагностических комплексах, хотя с развитием этого направления все более сущест­венную роль начинают играть системы, тем или иным способом способствующие ходу лечебного процесса.

Не в последнюю очередь благодаря тому, что тема iPhone является своего рода культовой, такие комплексы приобретают все большую популярность, в том числе и среди в общем-то здоровых людей. Хотя с точки зрения медиков, наверное, следует признать, что такие устройства прежде всего необходимы хроническим больным и престарелым людям.

Использование мобильных устройств (на сей раз в большей мере в виде планшетных компьютеров) врачами уже сегодня приводит к тому, что медики с ними буквально не расстаются. Они могут работать с компьютером дома, по дороге на работу, во время приема пациента, больничного обхода или совещания с коллегами. Под такой график их работы в свою очередь подстраиваются и интернет-ресуры, ориентированные на врачей. Они теперь все чаще могут содержать информацию в виде краткого резюме, поддерживать более удобные форматы оперативной работы с информацией и, возможно, различные сервисы, которые можно запускать самостоятельно в режиме онлайн. Такая подборка из внешних источников на экране iPad может составлять единое целое с данными из медицинской карты того или иного пациента.

Кроме того, интернет-ресурсы данного класса (как независимые, так и сайты производителей) дополняются разного рода инструкциями и руководствами, которые могут понадобиться врачу как для планового самообучения, так и в качестве оперативного справочного пособия, используемого в момент приёма пациента, — скажем, если врач хочет проверить инструкцию по применению того или иного лекарства.

Всё, о чем вы только что сказали, относится к очень важной, но все-таки довольно узкой теме, связанной с использованием мобильных устройств в быту и в профессиональной деятельности. А что вы могли бы отметить касательно более классических трендов в сфере автоматизации медицинских учреждений?

Только что я говорил об интеграции данных медицинской карты и информации из внешних источников, имея в виду очевидный на сегодня факт: карта должна иметь электронный вид. Необходимость их перевода из бумажной формы в электронную очевидна сразу по ряду ключевых причин, и это даже не требует комментариев.

Конечно, необходимо очень интенсивное насыщение лечебных учреждений ИТ-инфраструктурой вообще и технологиями беспроводной связи в особенности. Не будем забывать, что мобильные устройства как на стороне врача, так и у пациента требуют устойчивого и достаточно производительного функционирования таких сетей.

Оснащение ЛПУ современным лечебным и диагностическим оборудованием тоже можно считать одним из направлений автоматизации, поскольку эта аппаратура очень насыщена специализированными программно-аппаратными информационными комплексами. К сожалению, в России, по моим наблюдениям, с освоением такой техники даже при условии ее поставки в лечебные учреждения дела обстоят не слишком хорошо — оборудование даже если и покупается, то зачастую простаивает в зачехленном виде в коридорах больниц. Более или менее нормально ситуация складывается в федеральных центрах.

И наконец, хотелось бы сказать о расширении сферы оказания медицинских услуг за пределы самих лечебных учреждений. В США сейчас активно появляются мощные современные диагностические комплексы (например, томографы), располагающиеся, скажем, в крупных торговых центрах. Они используют современное оборудование, их услуги недешевы (в среднем порядка нескольких сот долларов), и их использование, как правило, не покрывается страховкой. Тем не менее люди, желающие следить за своим здоровьем в превентивном режиме, такими услугами пользуются.

Если мы говорим о широком использовании медицинских приборов и сервисов среди населения и о столь же широком внедрении технологий автоматизации в работу медицинских учреждений, то в конце концов это должно приводить к изменению практики работы врачей, а также к определенной трансформации процессов в самих медицинских учреждениях…

Это, конечно, происходит. Когда я говорил о том, что многие врачи в США уже фактически не расстаются с iPad’ом, я имел в виду не только автоматизацию их труда, но и меняющиеся методы самой работы. Например, радиолог может вечером у себя дома благодаря новому мобильному приложению рассматривать на своем планшете снимки томо­графа и ставить диагноз больному не выходя из своей кухни. Вообще изменения здесь очень многоплановые. Одним из примеров, относящихся скорее к деятельности не персонала, а медицинских учреждений в целом, является работа передвижных мобильных лабораторий, платформой для развертывания которых служит автотранспорт. Такие комплексы создаются и совершенствуются сейчас во многих передовых странах, в том числе, кстати, и в России. Каждый такой комплекс, как правило, специализируется на некой отдельной медицинской проблеме, будь то женское здоровье или, скажем, специфические вирусные заболевания тропических территорий.

Если говорить о медицинском персонале, который прямо или косвенно оказывается связан с использованием таких платформ, то особенности его работы в данном случае проявляются по крайней мере в двух аспектах. Во-первых, поскольку данный комплекс может обеспечить высококачественную спутниковую связь, то речь идет о телемедицине и, как следствие, о совместной работе врачей в реальном времени — тех, кто в данный момент ведет очный прием пациентов на местах на базе такой мобильной лаборатории, и тех, кто проводит консультации удаленно из ведущих профильных медицинских центров. Во-вторых, в большинстве случаев работа передвижных комплексов часто способствует более ранней диагностике, а стало быть, позволяет применить несколько иной, более рациональный — и более выгодный государству и страховым компаниям — подход к обслуживанию тех людей, которые эти мобильные лаборатории посещают. Иными словами, мы во многом говорим об использовании современных информационных и коммуникационных технологий, но при этом предполагаем и новые методы работы медицинского персонала. В том числе такие, которые раньше могли вообще не существовать.

Коль скоро мы на раз уже упомянули методы превентивной медицины, надо сказать и о том, что развитие этого чрезвычайно важного направления связано не только с мощностью технического арсенала медицинских учреждений. Для их развития, как известно, требуется соответствующая культура населения. Как ее по-вашему лучше прививать и в какой степени решению этой задачи могут способствовать те же информационные технологии?

Саму необходимость такой культуры среди населения действительно трудно переоценить. Что касается роли информационных технологий в этом процессе, то она тоже вполне прослеживается, хотя тут есть и неоднозначно трактуемые моменты. Иными словами, существует некоторое противоречие между развитием интернет-технологий (а вместе с этим и возможностей для пациентов самим получать информацию о своем заболевании) и традиционной медициной. Несколько упрощенно это противоречие можно представить в других терминах: самолечение против полного контроля за действиями пациента со стороны врача.

Надо сказать, что это действительно важный и не такой простой вопрос, который в США долго обсуждался и исследовался. Развивая Интернет (а еще до него, скажем, рекламу медицинских препаратов на телевидении), мы, как известно, выпускаем джинна из бутылки, а обратно его уже нельзя загнать. С помощью публичных электронных ресурсов медицинской направленности мы предоставляем людям информацию, которую затем отобрать у них уже будет практически невозможно. Имеет, скажем, место мощнейшее лобби со стороны фарм­индустрии, заинтересованной в том, чтобы люди были информированы о лекарствах напрямую. Но в то же время существует сообщество врачей, стремящихся к противоположному: к тому, чтобы максимально сохранить за собой контроль над процессом лечения. Столкновение влиятельных лобби только осложняет решение вопроса.

И все-таки, действуя предельно взвешенно, проводя многочисленные исследования, удалось объективно установить, что прямое донесение до граждан медицинской информации имеет позитивные последствия. Иными словами, эти исследования однозначно показали, что подобное информирование в целом заставляет людей превентивно обращаться к врачу, а не заниматься самолечением. И задача государства — обеспечить адекватный баланс между информированием населения (для чего государству необходимы реальные рычаги контроля за процессом информирования и управления им) и уровнем развития традиционной медицины.

Важным направлением информатизации социально значимых отраслей является межведомственное взаимодействие, которое в медицинской сфере по мнению специалистов в основном реализуется в форме взаимодействия медицинских учреждений со страховыми компаниями. Что вы могли бы сказать по этому поводу?

Значение такого взаимодействия действительно трудно переоценить. И здесь очень важно понимать, что его качество должно существенно повышаться как раз с развитием той самой превентивной медицины, о которой мы только что говорили. Пока я не вижу, чтобы в России на этом делали заметный акцент. Ставка сейчас в основном на работоспособную молодежь, на такие вещи, как страхование от несчастных случаев, которые могут произойти, скажем, при катании на лыжах в горах. Даже дополнительное медицинское страхование, которое ведущие российские компании предлагают своим сотрудникам как премиальную льготу, очень ограничено и исключает такие хронические заболевания, как гепатит, рак, психические расстройства, ВИЧ и т.п. Это нельзя даже назвать полноценной страховкой.

Для того чтобы разработать тарифы и выйти на запланированные объемы прибыли, страховой компании в данном случае вполне достаточно просто оценить статистику таких инцидентов, которая наверняка имеется. И дальше некое формальное взаимодействие имеет место только тогда, когда инцидент все-таки произошел.

Совсем другое дело, когда страховые компании работают со всем населением, в том числе с пожилым, у которого риск развития серьезных заболеваний, разумеется, выше, — но этого у нас пока нет. Это в свою очередь означало бы, что и медицинские, и страховые организации просто вынуждены делать акцент на развитии самых разных форм активности, стимулирующих людей заниматься своим здоровьем в превентивном режиме. Благо современной медицине здесь явно есть что предложить. Если политика на уровне государства выстроена правильно, для страховщиков это по сути вообще единственный путь не разориться на огромных выплатах, необходимых на лечение запущенных форм болезней. А главный прин­цип страховки — это покрытие всех сегментов населения, чтобы малозатратные молодые и здоровые покрывали риски более пожилых и больных.

Все это заставляет медицинские организации и страховые компании работать друг с другом плотнее, разнообразнее, глубже наконец. И качество информационного взаимодействия между ними, естественно, тоже должно быть на очень высоком уровне.

Думаю, что информационное взаимодействие будет становиться все более важным также в силу более активного использования страхования в медицине вообще. Надо сказать, что одним из очень заметных достижений Барака Обамы на посту президента США является то, что он внедрил новый закон, в результате которого десятки миллионов небогатых людей Америки, которые раньше вообще не имели медицинской страховки, теперь вынуждены покупать страховые полисы. Это дало страховым компаниям США 46 миллионов новых клиентов, хотя многие их них будут покупать эти полисы с государственной субсидией. Республиканские оппоненты Обамы обвиняют его в социализме, но он ничего не национализировал, а просто скопировал швейцарское законодательство. И все же как можно более полное привлечение страховой отрасли в медицину является самым правильным и перспективным путем развития сферы медицинских услуг.