В августе нынешнего года был запущен в промышленную эксплуатацию центр обработки данных (ЦОД) Министерства здравоохранения Республики Бурятия. О том, как шли работы по этому проекту, мы беседовали с Валерием Андроновым, председателем комитета информационных технологий и документальной связи Администрации Главы Республики Бурятии и Правительства Республики Бурятия.

Intelligent Enterprise: Какие задачи призван решать ЦОД?

Валерий Андронов: Центр обработки данных служит технологической основой для реализации в республике проекта МИС. Её внедрение призвано решить многие задачи информатизации системы здравоохранения Республики Бурятия.

Это прежде всего формирование централизованной базы данных региональной информационной системы здравоохранения в рамках реализации федеральных и региональных программ. Данный ЦОД должен предоставить всем ЛПУ в республике централизованный сервис по обработке медицинской информации.

При этом было необходимо обеспечить хранение больших объемов данных (более 100 Тб) на длительный срок. Причем с гарантией их сохранности, чему должна способствовать система резервного копирования. Такие задачи невозможно решить без обеспечения высокой доступности и скорости обработки данных.

Получение всей необходимой регулярной статистической отчетности, выполнение аналитических запросов должны привести к снижению нагрузки на ЛПУ, связанной с формированием отчетных документов и исполнением многочисленных запросов. Внедрение электронной медицинской карты упростит документооборот для врачей за счет сокращения времени на сбор информации о пациенте и предотвратит их повторные исследования. В результате у врачей высвободится время для решения клинических задач и общения с пациентом. Кроме того, пациенты смогут записываться к врачам в удаленном режиме и вместо живой очереди появится электронная.

В целом ЦОД призван обеспечить непрерывную работу всей медицинской информационной системы Бурятии на протяжении многих лет и улучшить качество медицинской помощи и обслуживания пациентов. А на его основе можно будет реализовать проект развития телемедицины с открытием пунктов получения такого сервиса в районах республики.

Как возникла идея создания ЦОДа?

Внедрение информационных технологий в социальную сферу, в том числе в сферу здравоохранения способствует решению основной задачи Правительства Республики Бурятия — повышения качества жизни населения. Принятые в последние годы значимые федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ряд других нормативных право­вых актов Российской Федерации и Республики Бурятия, призванных повысить качество предо­ставления государственных и муниципальных услуг, стимулировали модификацию и развитие государственных информационных систем для социальной сферы, а также создание новых государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций.

В то же время повысились требования к государственным (республиканским) информационным системам. Так, например, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к государственным и муниципальным услугам в электронном виде должен предоставляться непрерывно (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году). Жесткие требования предъявляются к государственным (республиканским) информационным системам по защите информации.

С принятием федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» активизировалась работа по информатизации сферы здравоохранения. Специальным правительственным постановлением у нас принята республиканская программа «Модернизация здравоохранения Республики Бурятия на 2011—2012 годы».

Мощности серверной площадки, обеспечивавшей на момент создания ЦОДа функционирование информационной вычислительной сети (далее — ИВС) Правительства Республики Бурятия, которая объединяла информационные ресурсы органов республиканской государственной власти в единое информационное пространство, не позволяли в полной мере выполнить требования, предъявляемые действующим законодательст­вом к государственным информационным системам.

Создание ЦОДа обусловлено временем и необходимостью выполнения требований действующего законодательства по обеспечению безопасного функ­ционирования государственных информационных систем социальной сферы, в том числе в области здравоохранения.

Каковы были первые шаги в данном проекте?

Оптимальным решением было создавать единый ЦОД на базе серверной площадки Администрации Главы Республи­ки Бурятия и Правительства Республики Бурятия, обеспечивающей функционирование ИВС, что обусловлено сокращением финансовых затрат в сравнении с тем, как если бы каждый орган власти создавал свой индивидуальный ЦОД под ведомственные информационные системы. Создание ЦОДа — мероприятие затратное. По этой причине одним из требований к проекту была его поэтапная реализация. В кратчайшие сроки такой проект был разработан, подготовлено финансово-экономическое обоснование, и были выделены финансовые средства на его реализацию.

На первом этапе реализована система контроля доступа. Система электропитания и обеспечения климатических условий рассчитана на потребляемую мощность 40—64 кВт. Емкость ЦОДа первого этапа составляет 420 юнитов. В ЦОДе применяется система виртуализации СХД и вычислительных ресурсов. ЦОД подключен оптоволоконными каналами передачи данных ко всем крупным операторам связи.

Для формализации процесса взаимодействия исполнительных органов государственной власти и иных организаций при работе с ЦОДом выпущено специальное положение, утвержденное Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 июня 2011 года, «О центре обработки данных Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия».

В соответствии с этим положением Министерство здравоохранения республики разместило свои вычислительные мощности и информационные системы в этом ЦОДе.

Насколько сложно было довести эту идею до руководства республики?

Понятно, что в социальной сфере есть много проблемных вопросов, которые требуют вложения финансовых средств. Но правительство республики понимает также, что без инновационных подходов, одним из которых является внедрение информационных технологий в социальную сферу, в том числе в сферу здравоохранения, проблемные вопросы не решить. Поэтому данную инициативу правительство поддержало.

Как шли работы по проекту?

Работы проводились в два этапа. На первом была внедрена система обеспечения бесперебойного электроснабжения, установлено серверное оборудование (специализированные шкафы, шасси блейд-серверов, четыре блейд-сервера) и система хранения данных. При проведении приемо-сдаточных испытаний особое внимание уделялось работоспособности систем серверного оборудования и системы хранения данных в соответствии с требуемыми показателями, включая высокую доступность всего аппаратно-программного комплекса. На втором этапе были смонтированы и запущены в работу еще шесть блейд-серверов, расширена ёмкость системы хранения данных и внедрен комплекс программно-технических средств по обеспечению информационной безопасности всей инфраструктуры.

Для объединения серверных ресурсов каналами передачи данных пропускной способностью 10 Гбит/с был установлен кластер маршрутизаторов. Пожалуй, одним из самых ответственных и трудоемких процессов была пуско-наладка программного обеспечения виртуализации и дополнительного специализированного ПО, необходимого для работы прикладной информационной системы и системы резервного копирования. Финальные приемо-сдаточные испытания включали имитацию отказа определенных резервируемых функциональных узлов системы, включая восстановление данных с резервных копий в случае непредвиденной потери информации в системе хранения. Все испытания прошли успешно. Несмотря на сжатые сроки, система была запущена вовремя.

Какова политика использования мощностей ЦОДа для медицинских целей?

Размещенные вычислительные мощности и информационные системы Министерства здравоохранения в ЦОДе Правительства и Администрации Главы Республики Бурятия будут использоваться только для медицинских целей и задач, так что по иным ведомствам нагрузки на него не будет.

Это связано с тем, что система должна обладать высокой доступностью и производительностью и при этом необходимо обеспечить защиту информации в соответствии с законодательством РФ.

Распределение оборудования ЦОДа между задачами в рамках проекта проводилось в соответствии с требованиями разработчиков республиканской медицинской информационной системы и в дальнейшем может оперативно меняться, быстро реагируя на новые требования разработчика МИС.

В данном ЦОДе будут размещаться МИС отдельных лечебных учреждений в режиме SaaS. Там же — накапливаться медицинская статистика, относящаяся к решению задач здравоохранения республики в целом.

Насколько сложным был комплекс защиты информации, учитывая высокий класс персональных данных? И как это повлияло на ход проекта?

Проектируя систему защиты существующих сервисов, обрабатывающих персональные данные, мы учли все особенности работы медицинских учреждений и сделали всё возможное, чтобы она никаким образом не препятствовала работе медицинского персонала. Вместе с тем при проектировании системы защиты персональных данных была учтена возможность расширения функционала сервисов текущей информационной системы, а также созданы все условия для модернизации как самого комплекса, так и системы защиты персональных данных.

Были ли сложности при аттестации систем? Какие это накладывает ограничения?

Информационная система аттестована по первому классу (К1) персональных данных, к которому относятся данные, касающиеся в том числе состояния здоровья. Аттестационные испытания проводились компаниями, имеющими все необходимые лицензии ФСТЭК России. Аттестация как таковая хоть и накладывает некоторые ограничения на функционирование системы, это скорее можно назвать упорядочиванием всех действий, связанных с дооснащением и донастройкой всех систем. Это положительным образом отразится на сохранности, доступности и целостности информации, обрабатываемой данным комплексом, так как соблюдаются все требования руководящих документов и при этом обеспечивается безопасность данных, доверенных нам жителями республики.

Сейчас активную работу ведет «Ростелеком», так что многие регионы не спешат строить свою инфраструктуру, надеясь на эти ресурсы и опасаясь дублирования систем и обвинений в нецелевом использовании средств. В чем они неправы?

Каждый регион вправе принимать свое решение по развитию региональной инфраструктуры в соответствии со своими потребностями и возможностями.

ОАО «Ростелеком» на договорной основе предоставляет Правительству Республики Бурятия услуги связи по объединению в единую вычислительную сеть ЛВС всех исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, таких как муниципальный район и городской округ. Кроме того, с этой компанией заключен государственный контракт на услуги комплексного сервиса по использованию региональной инфраструктуры электронного правительства.

Мы рассматриваем также вопрос использования ресурсов ОАО «Ростелеком» для размещения на его базе резервного ЦОДа с целью повышения безопасности хранения и обработки данных, быстрого восстановления функционирования информационных систем в случае форс-мажорных ситуаций.