О проблемах разработки и реализации сервисов, призванных обеспечить безопасность крупных городов в рамках формирования городской интеллектуальной системы управления, а также о том, какие технологические и организационные проблемы в данном случае приходится решать компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги, мы беседуем с заместителем директора Департамента развития новых услуг компании МГТС Андреем Летниковым.

Intelligent Enterprise: Во многих городах мира сейчас развертываются специальные программы создания безопасных условий для проживания и профессиональной деятельности людей. Такого рода работы не в последнюю очередь предполагают использование информационных технологий вообще и создание современной телекоммуникационной инфраструктуры в особенности. Как вы видите роль МГТС в развитии подобной деятельности?

Андрей Летников: Роль нашей организации в решении подобных задач просматривается достаточно хорошо. Пожалуй, одним из самых важных сервисов для решения вопросов безопасности города, который к тому же реализуется сейчас в очень широких масштабах, является видеонаблюдение. МГТС занимается организацией видеонаблюдения по всей Москве: мы устанавливаем камеры в подъездах, во дворах, в образовательных учреждениях, в местах массовых скоплений. Задача МГТС заключается в том, чтобы информация от систем видеонаблюдения, которые служат различным функциональным целям и принадлежат разным ведомствам, была передана в центры обработки данных. Сейчас мы обеспечиваем доставку видеоинформации в центр Департа­мен­­та информационных технологий Москвы. При этом важно, чтобы были соблюдены необходимые требования к качеству передачи этой информации. Сервис видеонаблюдения, как я сказал, является ключевым для реализации программы «Безопасный город», хотя он далеко не единственный.

Сегодня уже имеется и в дальнейшем будет развиваться потребность в передаче данных с каких-либо других датчиков в централизованные хранилища для обработки соответствующей информации, однако требования к коммуникационному трафику в таких случаях не будут столь серьезными, как при эксплуатации видеокамер (а это тоже частный случай датчиков). Для реализации таких проектов мы постоянно развиваем свою ин­фраструктуру, технические решения, системы мониторинга качества видеоизображений.

При этом никак нельзя забывать и о традиционных средствах безопасности. Например, о системах оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, и в организации подобных систем также участвует МГТС.

Помимо того, что МГТС решает проблему доставки трафика, способствуя тем самым эффективному решению важных для города задач, ваша организация по сути является мощным провайдером разнообразных услуг на розничном рынке телекоммуникационных сервисов. Этот аспект деятельности МГТС наверняка тоже связан с решением специфических проблем безопасности…

Начнем с того, что наша организация является поставщиком телекоммуникационных услуг для московских школ. Мы обеспечиваем доступ в Интернет, в том числе Wi-Fi, по оптической технологии, видеонаблюдение. Работа с детскими образовательными учреждениями накладывает дополнительную ответственность и обязательства. Ведь необходимо принять все возможные меры для того, чтобы оградить детей от вредной для них информации. И мы обеспечиваем соответствующую систему фильтрации, которая не дает детям в школе получать доступ к «взрослым» небез­опасным сайтам.

С решением этой задачи очень тесно сопряжен сервис «Родительский контроль», который мы бесплатно предлагаем всем абонентам Москвы. Он также позволяет ограждать детей от опасного контента.

Кроме того, как интернет-провайдер мы выполняем все требования по блокировке нелегальных ре­сурсов.

Что вы могли бы сказать о технологических приоритетах, которые с вашей точки зрения важны для эффективного решения со стороны МГТС вопросов городской безопасности в сегодняшней ситуации?

Начну с того, что с формальной точки зрения нашей задачей является, как я уже сказал, грамотная организация передачи данных от исходных объектов в центры их обработки. Как происходит дальнейшая обработка собранных данных, какова политика их хранения и распределения по другим компаниям или предоставления частным лицам, зависит от организации работы центра и его принадлежности.

В сфере государственного и муниципального управления появляются и постепенно берутся на вооружение новые, обеспечивающие больший практический эффект методы обработки данных. Если брать проблему безопасности, можно, например, говорить о появлении программных средств распознавания лиц на видеоизображениях. Такая необходимость может возникать, например, в тех случаях, когда проводится видеомониторинг событий в местах массового скопления людей. В таких ситуациях принято ставить высококачественные, управляемые по нескольким параметрам камеры, которые могут динамично менять фокусное расстояние или поворачивать собственный объектив. Сама же задача обеспечения безопасности на территориях временного пребывания большого количества людей по сути уже выделилась в отдельное направление, которым активно занимается и наша компания.

Все это означает, что для решения комплексной задачи безопасности может потребоваться лучшее, чем раньше, качество изображения, а значит, надо будет передавать значительно больше информации в единицу времени, чем сейчас. Если же принять во внимание все подобные сценарии, то мы без труда приходим к выводу, что требования к базовым информационным технологиям вообще и телекоммуникациям в частности существенно возрастают. Для нашей компании такое повышение требований сейчас становится принципиальным моментом.

За 130 с лишним лет существования МГТС были освоены различные технологии — от достопамятной POTS [plain old telephone system], обеспечивающей классическое телефонное соединение, до ADSL, с помощью которой можно, как из­­­­­­вест­но, предоставлять высокоско­ростной доступ в Интернет. Кроме того, необходимо рационально задействовать имеющиеся каналы связи, защищать передаваемые данные, для чего мы, естественно, используем популярные протоколы более высокого уровня. Например, виртуальные частные сети VPN. Однако сейчас настает время, когда многих ухищрений, связанных с оптимизацией имеющихся каналов связи за счет использования тех или иных протоколов уже недостаточно, и мы фактически упираемся в необходимость замены физической среды передачи данных.

Думаю, многие уже знают, что компания МГТС сегодня делает ставку на гигабитную пассивную оптическую сеть GPON [Gigabit Passive Optical Network], позволяющую на принципиально новом техническом уровне решить проблему качества и скорости передачи данных, в том числе и в целях обеспечения городской безопасности. Сейчас мы ведем массовое внедрение GPON по всей Москве и планируем завершить проект перехода на новую технологию до конца 2015 года.

Кроме технических задач вам, вероятно, приходится решать еще и массу организационных проблем. При этом технические и методические вопросы, как известно, очень часто оказываются сильно связанными друг с другом. Хорошей иллюстрацией здесь может, наверное, служить создание среды межведомственного электронного взаимодействия, появление которой тесно сопряжено с формированием в крупных городах интеллектуальных систем управления. Встают ли задачи налаживания взаимодействия с различными организациями перед вами?

Методы организации межведомственного взаимодействия и технологии их информационной поддержки, я думаю, заслуживают отдельного разговора. А сейчас могу определенно сказать, что потребность в этом существует. И, кстати, на примере решения проблем безопасности это хорошо заметно. Решая задачу безопасного доступа в Интернет в московских школах, мы взаимодействуем с Департаментом образования города Москвы, а работая над проблемой ограничения доступа к сайтам экстремистского содержания, выстраиваем рабочие отношения с Роскомнадзором, поскольку именно эта организация содержательно определяет список тех интернет-ресурсов, которые относятся к соответствующей категории.

В нашем разговоре мы уже не раз затрагивали проблему видеонаблюдения в столице. Ее организационный аспект вовсе не так прост хотя бы потому, что огромный парк соответствующих устройств сейчас поделен между различными ведом­ствами. Может быть, такая ситуация и вносит определенные сложности в решение задач, но все же ее вполне можно назвать нормальной. Важно только, чтобы в процессе решения рабочих вопросов было налажено нормальное взаимодействие, в том числе электронное. Нас как организацию, ответственную за доставку трафика в самых различных сценариях, связанных с видеонаблюдением, подобные взаимоотношения волнуют прежде всего.

Надо также отметить, что проблема взаимодействия между ведомствами очень тесно сопряжена с задачами организации обратной связи с населением. Когда, скажем, мы решаем проблему ограничения доступа школьников к сайтам сомнительного содержания в домашних условиях, то говорим уже о формировании оптимальных схем взаимодействия с огромным сообществом заказчиков наших услуг, объединенных тем, что все они — родители несовершеннолетних де­­тей. Чтобы развивать наш сервис «Родительский контроль», к формированию этих схем и их реализации тоже необходимо относиться как к непрерывно совершенствующейся технологии.

Возвращаясь к межведомственному взаимодействию, хочу подчерк­нуть, что эти процессы чрезвычайно важны для формирования конкурентной среды. Формирование тех или иных заказов, связанных с развитием инфраструктуры городского управления, в настоящее время проходит исключительно на конкурсной основе, что в свою очередь является залогом эффективной работы. А раз так, то возникает необходимость обеспечить универсальные, предельно технологичные механизмы обмена информацией между различными предприятиями, исключающие необоснованные преференции кому бы то ни было.

Если снова вернуться к технологиям, то напрашивается мысль, что на основе современных оптических систем связи, которые сейчас развивает МГТС, а также используя уже довольно богатую инфраструктуру тех же устройств видеомониторинга, других типов датчиков, имеющихся программных разработок, можно создавать и предлагать на рынке более сложные сервисы, обеспечивающие жителям комплексную безопасность. Собирается ли предлагать подобные комплексные сервисы МГТС?

Да, мы действительно намерены серьезно развивать комплексные предложения. Речь идет, например, о том, чтобы наш частный абонент мог сам организовать видеонаблюдение собственного жилища (или же, допустим, помещения, где расположено его небольшое част­ное предприятие), а также, если необходимо в целях той же безопасности, лично наблюдать за придомовой территорией. При этом клиенту должна быть предоставлена возможность со смартфона, планшета или вообще с любого устройства управлять данной видеокамерой, а сам этот сервис должен быть доступен только лично заказчику. Разумеется, речь помимо видеомониторинга может идти и о других сервисах. Например, о пожарной безопасности и соответственно о мониторинге возгорания с помощью соответствующих датчиков. Сейчас как технологические, так и организационные вопросы, связанные с реализацией подобных сервисов, нами активно прорабатываются.