Начальник отдела городского видеонаблюдения департамента информационных технологий (ДИТ) Дмитрий Головин рассказывает Intelligent Enterprise о работе системы видеонаблюдения города Москвы.

Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, что сейчас представляет собой московская система видеонаблюдения.

Дмитрий Головин: Система в ее нынешнем виде функционирует с 2012 года и является неотъемлемым инструментом управления городским хозяйством. В ней 143 тыс. камер, из которых 128 тыс. подключены по государственным контрактам, заключенным департаментом, а остальные интегрированы из других систем, принадлежащих органам исполнительной власти и некоторым коммерческим предприятиям.

Самый большой объем — видеокамеры, установленные на подъездах, их примерно сто тысяч. Камеры дворового видеонаблюдения — еще около двадцати тысяч. Остальное — камеры в местах массового скопления людей, т. е. на площадях, у выходов из метро, в пешеходных зонах и т. д., а также в школах и детских садах, камеры видеонаблюдения за объектами торговли, услуг и городского строительства.

К интегрируемым системам ви­­деонаблюдения относятся, например, камеры на дорогах в составе интеллектуальной транспортной системы, на транспортных пересадочных узлах и пр. Планируется интеграция системы видеонаблюдения Московского метрополитена. Наша задача — собрать все системы и обеспечить единую точку доступа для эффективной работы всех заинтересованных структур, в том числе и органов исполнительной власти, чтобы можно было с единого рабочего места всесторонне анализировать ситуацию в городе.

Каким образом местные системы интегрируются в одну общую, при помощи какого технического ре­шения?

Система строится по модульному принципу. Разработан модуль интеграции внешних систем и определено, каким требованиям они должны соответствовать для этой интеграции. Процедура подключения стандартизирована.

Как разрабатывалась система?

Изначально в её основе лежало ядро, построенное на классической платформе для видеонаблюдения Cisco Video Surveillance Management. Но вскоре мы поняли, что нам нужна система более гибкая, способная более эффективно использовать физические ресурсы, — только в этом случае её работа будет продуктивной. Решение на базе Cisco позволяло завести на один сервер около 150 видеопотоков. Нам пришлось провести конкурсные процедуры согласно федеральному законодательству для выбора более производительной системы, и победил отечественный продукт Netris CCTV Platform, который позволяет обрабатывать более 400 видеопотоков на сервере с аналогичными характеристиками.

Как вы организовали процесс перехода с Cisco Video Surveillance Management на систему Netris CCTV Platform?

Сначала новая система была развернута в тестовой среде. Затем был этап тщательного и многостороннего тестирования — проверялись механизм доступа к архиву и живому потоку, выгрузка архивов, приоритизация пользователей, параметры управления камерами и т. д. На этом этапе мы требовали от поставщика оперативной реализации необходимых доработок и адаптаций. Ну и наконец с учетом специфики и дополнительной функциональности нового продукта разработали процесс ступенчатого перехода с одного ядра на другое.

Благодаря большой предварительной работе сам процесс перехода был в основном гладким, но довольно продолжительным. Требовалось обеспечить бесшовность, и мы плавно, чтобы не было даже минутных потерь архивных данных, переводили систему отдельными группами по 2,5—5 тыс. камер. Потоки камер надо было сначала запараллелить, чтобы видеоархив — а мы должны хранить архив за пять полных суток — записался и на старое ядро, и на новое. После этого камеры полностью переключались на новое ядро. Весь процесс для полного массива камер занял четыре с половиной месяца. Работы проводились силами подведомственного департаменту ГКУ «Мосгортелеком».

Теперь, когда успех проекта очевиден, решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности наш опыт построения городской системы видеонаблюдения признан успешным и всем субъектам Российской Федерации рекомендовано изучить его и применить в своей работе.

А какие объемы нужны для хранения всего видеоархива Москвы?

Один ЦОД, девяносто стоек оборудования, большую часть которого занимает система хранения данных EMC под управлением VMware, облачно масштабируемая и кластеризованная, общим объемом 20 Пбайт. Обеспечением работоспособности и развитием системы занимается около шестидесяти сотрудников департамента и подведомственных учреждений.

Каков экономический эффект от перехода на новое ядро?

Мы на 30% повысили эффективность использования серверного оборудования (на тех же физических ресурсах сейчас работает больше видеосерверов и соответственно видеокамер), увеличили скорость управления поворотными камерами (раньше задержка при управлении камерой доходила до десяти секунд, теперь — не более трех). А что особенно важно, стало намного проще эксплуатировать систему, а пользователям — удобнее работать с ней.

Каковы планы по развитию си­стемы?

Если говорить об источниках видео­изображения, то здесь основное направление развития — это как раз интеграция уже существующих или вновь создаваемых локальных систем видеонаблюдения, принадлежащих органам исполнительной власти, подведомственным учреждениям и тем нашим партнерам, коммерческим компаниям, которые готовы в этом участвовать. Безусловно, система эволюционирует и с точки зрения технологических параметров, и с точки зрения функциональных возможностей. И это второе направление, по которому мы тоже работаем, создаем новые функции и сервисы для пользователей, улучшаем технические параметры.

Предстоит интегрировать более 35 тыс. камер, всё это крупные городские системы, покрывающие парки, муниципальные учреждения, метрополитен, парковки и спецстоянки, железнодорожные и автовокзалы, стадионы, эстакады, подземные переходы, а также некоторые коммерческие объекты: банки, деловые здания, торговые центры, сети и т. п. Кроме того, мы работаем над оптимизацией бизнес-процессов, отбираем решения по видеоаналитике, которые в перспективе могут помочь автоматизировать определенные интеллектуальные операции — например, распознавание опасных ситуаций. Чтобы облегчить ориентацию пользователя, совмещаем системы видеонаблюдения с панорамами, интегрируем их в отраслевые информационные системы, такие как ИС объединенной административно-технической инспекции.

Как одно из важных направлений развития мы планируем повысить эффективность работы системы за счет увеличения количества пользователей. Видеоаналитика еще не доросла до того уровня анализа ситуаций, которым обладает человек в городских масштабах. Поэтому наша задача — предоставить доступ к системе жителям, а за счет массовости доступа мы сможем во много раз увеличить эффективность системы в плане контроля ситуации в городе, в плане безопасности.

Количество глаз…

Да, и всё это — благодаря людям, которые действительно заинтересованы в том, чтобы вместе с нами сделать город чище, красивее, интереснее, безопаснее. Как пробу пера мы уже выпустили сервис «Окно в город», в рамках которого даем на нашем портале общий доступ к видеокамерам, обеспечивающим обзор массовых мероприятий. Девятого мая мы показывали, например, парад на Красной площади.

Есть ли информация о том, в каких городах в ближайшее время будут внедряться системы по вашему образцу?

Насколько нам известно, по нашим стопам идет Санкт-Петербург, похожую модель сейчас прорабатывают Московская область и Калуга. Но везде есть свои нюансы, ведь Москва — особенная, и у нас не коробочный продукт. У нас внедрена сервисная модель, мы не сами вешаем камеры и не сами прокладываем каналы связи, а заказываем услуги. Но для сервисной модели важное условие — наличие сетевой инфраструктуры в субъекте. У нас это четыре оператора: «КомКор», «Ростелеком», МГТС и «Мегафон», а в некоторых регионах подобной инфраструктуры может и не быть.

С Дмитрием Головиным беседовал главный редактор Intelligent Enterprise Камилл Ахметов