Наш разговор с начальником управления информационных технологий и связи Алтайского края Евгением Николаевичем Поздериным был посвящен разным аспектам, связанным с информатизацией региона.

Intelligent Enterprise: Действует ли в Алтайском крае целевая программа, аналогичная федеральной «Электронной России»?

Евгений Поздерин: Если говорить об основном краевом документе по теме информатизации, то это постановление Администрации края от 06.03.2015 № 87 об утверждении государственной программы «Совершенствование государственного и муниципального управления в Алтайском крае на 2015–2020 годы», в которой содержится и подпрограмма «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Алтайском крае». Именно в этом постановлении обозначены основные приоритеты в развитии информационного общества края и определены показатели эффективности.

Федеральная программа «Элект­ронная Россия» была рассчитана на срок до 2010 года. Мы в своей деятельности ориентируемся на государственную программу Россий­ской Федерации «Информационное об­щество (2011–2020 годы)», а также на Концепцию региональной информатизации, утверждённую распоряжением Правительства РФ № 2769 р от 29 декабря 2014 года.

Какие концепции и технологии информатизации представляют для вас наибольший интерес?

Чем мы руководствуемся в своей деятельности, я уже сказал. В дополнение я назвал бы документ, который пока не приобрел статуса концепции, но по его принятии он сыграет серьезную роль в развитии электронного правительства нашего региона. Речь идет о «Системном проекте развития электронного правительства до 2020 года», разрабатываемом Минкомсвязи РФ. Он опубликован и открыт для общественного обсуждения. Проект подразумевает переход от системы электронного взаимодействия граждан только с органами исполнительной власти к коммуникациям со всеми ветвями и органами госуправления. И здесь возникает целый ряд интересных моментов, требующих подробной проработки.

Если говорить о технологиях, то анализ всех сегментов рынка с учетом их взаимосвязей позволяет увидеть, что в последние годы происходит интенсивное замещение одних технологий (или решений) другими в разных сегментах рынка, что является неизбежным следствием научно-технического прогресса. Вот только несколько примеров: при существенном сокращении продаж персональных компьютеров увеличилась реализация мобильных устройств; темпы роста рынка программного обеспечения снижаются на фоне подъёма рынка облачных услуг; смартфоны вытесняют обычные мобильные телефоны; продажи принтеров и МФУ падают при массовом переходе компаний и государственных структур на электронный документооборот; сокращение рынка инфраструктурных ВКС-продуктов компенсируется увеличением продаж программных систем видеоконференцсвязи.

Среди стратегических направлений развития ИТ особое место занимают облачные технологии, аналитика больших объемов данных, интеграция мобильных устройств и технологий социальных сетей в корпоративную среду.

Российские разработчики могут успешно работать во всех быстрорастущих сегментах мирового рынка ПО. Особенно велик их авторитет в сфере информационной безопасности. Кроме того, у отечественных компаний и программистов хорошо получается разрабатывать и продавать за рубежом приложения для мобильных устройств, а этот сегмент является одним из магистральных направлений развития мировой ИТ-отрасли.

На каких участках, по вашему мнению, вы достигли наибольших успехов? В чем эти успехи заклю­чаются?

Хочу особо отметить блок задач, связанных с развитием электронного правительства в нашем регионе. В прошлом году создана и принята в эксплуатацию Единая информационная система межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Она обеспечивает обработку заявлений и пакетов документов, поступающих через Единый портал и МФЦ Алтайского края, а также межведомственное электронное взаимодействие при направлении запросов в федеральные и региональные органы исполнительной власти, с одной стороны, и ответов на их запросы, с другой. Кроме того, через эту систему можно направлять гражданам информацию о ходе и результатах рассмотрения их заявлений при предоставлении услуг, перечислять государственные и муниципальные платежи и получать информацию о платежах, которые поступили. В 2015 году в Единой системе было создано более 2000 учетных записей для пользователей всех районов и городов края, что в два раза больше по сравнению с 2014-м.

На средства федерального, краевого и местного бюджетов в администрациях муниципальных районов и городских округов установлены программно-аппаратные комплексы подключения к региональной СМЭВ. Это позволяет организовать доступ в Единую систему со всех рабочих мест, размещенных в локальных вычислительных сетях городов и районов края.

В результате проведенных работ по обеспечению обмена сведениями в электронном виде с использованием СМЭВ между органами власти и органами местного само­управления достигнута положительная динамика роста доли электронных запросов в их общем количестве. Так, в 2014 году из 144 тыс. запросов одна треть (31%) была направлена на бумажном носителе. В 2015-м общее число направленных запросов вдвое больше, 282 тыс., но из них только 30,7 тыс. (10,9%) на бумаге.

Для повышения востребованности электронных услуг в Алтайском крае проводится информирование населения о возможностях и преимуществах такого вида обслуживания, о процедурах регистрации на Едином портале. С этой целью организованы публикация информационных и тематических статей в газетах на официальных сайтах органов власти края; размещение объявлений в пунктах оказания государственных и муниципальных услуг; проведение мастер-классов по обучению людей работе с Единым порталом; изготовлены и распространены различные полиграфические материалы по означенной тематике, обеспечена ротация рекламных роликов на телеканале «Катунь24».

Чтобы как можно больше граждан регистрировалось на Едином портале государственных услуг, в муниципальных районах и городских округах Алтайского края создаются центры обслуживания, осуществляющие подтверждение личности пользователей в Единой системе идентификации и аутентификации, которое требуется для работы с Единым порталом. Необходимо отметить особую роль в данной работе КАУ «МФЦ Алтайского края», поскольку большинство центров функционирует на базе МФЦ. По состоянию на 13 января 2016 года в крае было открыто 144 центра обслуживания (36-е место по РФ). В настоящее время в Единой системе идентификации и аутентификации зарегистрировано более 300 тыс. жителей не моложе 14 лет, что составляет 19,2% от общей численности населения края соответствующего возраста (34-е место по РФ).

На Едином портале размещены формы электронных заявлений для получения более 120 услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и местного самоуправления Алтайского края.

Главной задачей Управления в прошедшем году было создание нормативной правовой и методической базы, позволяющей:

  • централизованно управлять реализуемыми в регионе процессами информатизации;
  • осуществлять мониторинг деятельности органов исполнительной власти Алтайского края посредством внедрения планов информатизации и контроля за их практической реализацией;
  • исключить дублирование функций органов исполнительной власти и местного самоуправления в данной области;
  • обеспечить эффективное расходование средств краевого бюджета на мероприятия в сфере информатизации.

Какие препятствия в ходе информатизации являются наиболее серьезными? Как они преодолеваются?

Не секрет, что к сдерживающим факторам развития информационных технологий в крае относятся недостаточно развитая телекоммуникационная инфраструктура региона и низкий уровень информатизации в муниципальных образованиях, прежде всего в тех поселениях, где каналы связи характеризуются невысокой пропускной способностью. В настоящее время проводной доступ в Интернет имеют жители 76,5% сельских и городских поселений края, а мобильный доступ — более 70%. При этом считаю необходимым напомнить, что по числу муниципалитетов Алтайский край находится на четвертом месте в России, что как минимум не упрощает решение задач, связанных с информатизацией. В крае 2,4 млн жителей — 1,6% населения России. Отличительной особенностью региона является высокая доля сельского населения — 44% (по России в целом — лишь 26%).

В рамках реализации положений федерального закона от 07.07.2014 № 126-ФЗ «О связи» и заключенного между Федеральным агентством связи и ПАО «Ростелеком» контрактом последнее приступило к построению сети волоконно-оптических линий связи на территории Алтайского края с организацией точек широкополосного доступа в Интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с. Сеть будет проложена в пунктах региона с численностью населения от 250 до 500 человек.

В результате современные услуги связи станут доступны 93% проживающих в крае людей. Будет создана инфраструктура связи нового поколения. Высокоскоростным подключением к Интернету обеспечат школы, больницы, почтовые отделения, другие государственные учреждения. Будет сформирована волоконно-оптическая сеть связи для организации доступа в Интернет, к которой планируется подключить 257 населенных пунктов Алтайского края.

Чтобы убрать административные барьеры и упростить процедуры получения операторами связи раз­решительной документации на строи­тельство антенно-мачтовых сооружений связи, принят закон от 02.09.2015 № 81­ЗС «О внесении изменений в статью 44 закона Алтайского края “О градостроительной дея­тельности на территории Алтайского края”». Этот закон позволит также добиться снижения фи­нансовых затрат, в том числе на проведение государственной экспертизы проектной документации, сохранив при этом контроль со стороны органов местного самоуправления, принимающих решение о согласовании размещения ­объектов.

ПАО «Ростелеком» в прошлом году уже подключило 23 точки доступа в населенных пунк­тах Первомайского, Рубцовского и Тогульского районов края; построено около 600 километров волоконно-оптических линий связи. Жители этих населенных пунктов за декабрь 2015 года использовали терабайт информации.

Какие вопросы решает форум «Электронная неделя на Алтае» и каковы его результаты? Что на ваш взгляд позволило проекту стать традиционным?

«Электронная неделя на Алтае» давно и уверенно закрепила за собой репутацию одного из основных событий года для специалистов в области информационных технологий. И нынешний форум не станет исключением.

Каждая площадка форума представляет собой, если можно так выразиться, сложный многофункциональный продукт, который выполняет свою роль, ежегодно трансформируясь согласно запросам потребителей и разработчиков. Здесь параллельно уживаются административные совещания, круглые столы и презентации новейших продуктов и технологий. Несмотря на прикладной характер большинства площадок конференции, организаторы в её программе всегда находят место и для научной дискуссии, и для представления инновационных, нестандартных подходов, и для обсуждения стратегии и тактики в области ИТ.

Проведение такого рода мероприятий способствует объединению профессионалов, определению приоритетов развития информатизации.

С Евгением Поздериным беседовал Филипп Рудых