На крупнейшем в Европе предприятии по производству апатитового концентрата — ОАО «Апатит» — начались работы по внедрению автоматизированной системы управления техобслуживанием, ремонтами и распределенным складом. Проект осуществляют специалисты НПП «СпецТек» (http://www.trim.ru) на базе комплекса программных средств TRIM.

В состав ОАО «Апатит» входят четыре рудника, две обогатительные фабрики и вспомогательные цеха, обеспечивающие автотранспортные и железнодорожные перевозки, изготовление запасных частей, ремонт оборудования и сооружений. Общее число работников предприятия достигает 14 тыс. человек. Создание единой системы управления техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) для ОАО «Апатит» было особенно актуально в связи с необходимостью учета и оптимизации затрат на эксплуатацию большегрузных автосамосвалов «БелАЗ».

Как рассказали в «СпецТеке», прежде для автоматизации техобслуживания заказчик использовал только локальные программы складского учета и несколько программ АСУТП для небольшой группы технологического оборудования. В 2001—2002 годах управляющая компания и служба информатики и автоматизации ОАО «Апатит» последовательно рассмотрели несколько предложений: наряду с TRIM были изучены возможности систем MEX (австралийской компании Maintenance Experts Software Systems, http://www.mex.com.au), TransBase (фирмы Sterling Group, http://www.sterling.ru) и MIMS Open Enterprise (Mincom, http://www.mincom.com). Функциональность будущей системы должна была соответствовать как минимум 80% требований горнорудного предприятия с непрерывным производственным процессом и большим количеством сложного дорогостоящего оборудования. От фирмы-разработчика требовался достаточный опыт внедрения своей системы, в том числе на предприятиях горнохимического комплекса. Кроме того, список критериев включал соответствие международным стандартам качества, наличие инструментов для более гибкой настройки, возможность плавного перехода от существующей практики управления к автоматизированной путем постепенного, помодульного внедрения. Также учитывались масштабируемость системы, русскоязычный интерфейс и описания, предусмотренная программа обучения для всех уровней пользователей, техническая поддержка и обновления системы.

Проект внедрения TRIM разбит на два этапа: на первом будут охвачены Восточный рудник и подразделения, задействованные в процессе управления техобслуживанием и ремонтами основного технологического оборудования рудника, на втором — остальные подразделения «Апатита», обслуживающие вспомогательное оборудование. Первый этап, в рамках которого будет создано 40 автоматизированных рабочих мест, планируется завершить в середине 2004 года, второй (более ста рабочих мест) — в 2005 году.

Благодаря новой системе будет обеспечена информационная поддержка руководителей и специалистов аппарата управления «Апатита», рудников, заводов, фабрик, цехов и участков предприятия. На ОАО «Апатит» будет построена территориально распределенная система управления, создано единое информационное пространство. Руководство предприятия рассчитывает при помощи TRIM повысить коэффициент использования оборудования, снизить издержки на закупку запчастей, сократить уровень складских запасов, увеличить межремонтный период оборудования, а также уменьшить время на планирование регламентных работ.

В рамках проекта на базе учебно-курсового комбината создается постоянно действующий учебный класс для подготовки персонала предприятия с компьютерным тренажером, на котором установлен действующий макет автоматизированной системы управления техобслуживанием и ремонтами TRIM ОАО «Апатит».