Представительство Microsoft в России и СНГ анонсировало начало продаж очередной версии инфраструктурного решения для малого бизнеса — Windows Small Business Server 2003. Локализованный для российского рынка пакет поступит в продажу в феврале 2004 года. В отличие от предыдущего релиза, SBS 2003 будет выпускаться в двух вариантах. Первый, Standard Edition, включает новейшие (датированные 2003 годом) версии известных продуктов Microsoft — ОС Windows Server 2003, средств обмена сообщениями и работы с электронной почтой Exchange Server и Office Outlook, а также инструментарий для организации совместной работы SharePoint Services v.2 и ПО для приема и отправки факсимильных сообщений Shared Fax Services. Вариант SBS 2003 Premium Edition включает наряду с перечисленными продуктами СУБД SQL Server 2000, сервер для обеспечения безопасного доступа в Интернет ISA Server 2000 и средство создания и сопровождения Web-узлов FrontPage 2003.

Стоит заметить, что продукты «премиального» варианта SBS поставлялись уже в пакете SBS 2000, но были исключены из стандартной поставки — как утверждают представители Microsoft, по просьбам заказчиков. В отношении Microsoft SQL Server такая позиция российских предприятий легко объясняется тем, что они в подавляющем большинстве уже используют ПО российских разработчиков на базе SQL. Показательно другое — структура нового предложения Microsoft в общем отражает специфику ведения бизнеса руководителями малых и даже средних предприятий (сегмент SMB) в России. Эти заказчики уже готовы тратить деньги на упорядочение внутренних процессов и коллективной работы, но для связи с внешним миром используют в лучшем случае электронную почту, а Интернет практически не рассматривают как серьезный канал продвижения и продаж (что ведет за собой и недостаточное внимание к вопросам информационной безопасности).

По данным исследования средних и малых предприятий в России и Украине, проведенного по заказу представительства Microsoft, наиболее часто на таких предприятиях используется ПО для ведения бухгалтерского учета, текстовые редакторы, средства документооборота и базы данных. При этом у 32% малых предприятий компьютеры не объединены в сеть, и такие работы даже не планируются.

Тем не менее значимость информационных технологий для бизнеса осознает подавляющее большинство российских руководителей: 55% респондентов отметили, что деятельность организации "во многом зависит от ИТ", еще 25% считают, что "зависит полностью". Трудно сказать, насколько это понимание подкреплено платежеспособным спросом, но очевидно, что сегмент SMB в России переживает настоящий бум внимания со стороны поставщиков ИТ-решений. А для Microsoft, к продуктам которой на крупных российских предприятиях до сих пор относятся настороженно, работа с малыми и средними фирмами — пожалуй, наилучшая возможность утвердиться на корпоративном рынке в качестве серьезного игрока, который может полностью автоматизировать деятельность предприятия, а не существовать на периферии бизнеса, обслуживая малозначительные задачи. Корпорация настолько заинтересована в завоевании этого сегмента, что готова значительно снижать начальные цены на серверные продукты для SMB. Так, SBS 2003 Standard Edition с пятью клиентскими лицензиями будет стоить 599 долл. (таким образом, по сравнению с SBS 2000 "порог вхождения" для предприятия снизился на 900 долл.).

Любовь Аронова