Важнейшими задачами МУ «Транспортное управление г. Саратова» (МУТУ) является разработка оптимальных маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта, исходя из динамики пассажиропотоков, состояния транспортной инфраструктуры и выполнения программ развития города. Ключевым звеном в городской системе пассажирских перевозок являются маршрутные такси, при этом МУ регулирует их работу, выдавая лицензии частным перевозчикам-владельцам микроавтобусов.

Повышение точности планирования и соблюдения графиков движения – неизменный приоритет в работе МУТУ. При использовании подрядчиков это особенно сложно на «невыгодных» маршрутах с малыми пассажиропотоками, сложной дорожной ситуацией и большим количеством пассажиров-льготников. Здесь, несмотря на специальные дотации, выплачиваемые из городского бюджета, нередко возникают злоупотребления, когда недобросовестные водители по своей инициативе или по заданию владельца машины фактически большую часть времени работают не на своем, а на более выгодных маршрутах.

Традиционная технология управления транспортом, опирающаяся на работу многочисленных линейных контролеров, требует расходования немалых бюджетных средств, но не обеспечивает необходимую полноту и точность учета, а также не способна противостоять всем проявлениям «человеческого фактора». Чтобы раз навсегда изменить сложившуюся ситуацию руководство МУТУ решило кардинально модернизировать всю систему управления транспортом, внедрив современную систему мониторинга транспорта, основанную на российской системе позиционирования ГЛОНАСС и системе мониторинга «АвтоТрекер».

Приоритетным требованием к системе мониторинга были широкие возможности диспетчеризации и составления графиков движения, полностью учитывающие особенности работы пассажирского транспорта в крупном городе с высокой нагрузкой на транспортную инфраструктуру. Кроме того, заказчику были необходимы высокая точность подсчета пробега и учета расхода топлива, а также надежность и вандалоустойчивость бортового оборудования.

В рамках проекта были внедрены автоматизированные подсистемы планирования и контроля движения транспорта по маршрутам, а также создан диспетчерский центр, позволяющий диспетчерам в режиме реального времени визуально отслеживать местоположение, скорость и перемещения каждой единицы транспорта. При этом система мониторинга автоматически выявляет и протоколирует любые отклонения от планов, а также нарушения скоростного режима. Кроме того, автоматически формируются все необходимые отчеты, позволяющие составить точную картину работы городского транспорта в целом и получить ее «срезы» по маршрутам, владельцам транспорта, водителям, получателям дотаций и т.п.

К концу года к системе мониторинга будут подключены все маршрутные такси, работающие в Саратове – порядка тысячи единиц. Подключение происходит постепенно, в настоящее время «АвтоТрекер» уже контролирует работу более двухсот машин. Опыт эксплуатации решения показывает, что уже сегодня оно резко сокращает работу линейных диспетчеров, а в перспективе позволит полностью убрать их с маршрутов. Возросла дисциплина водителей, а контроль работы транспорта стал всеобъемлющим. В частности, у заказчика появились все необходимые данные о транспорте, по которому выплачиваются бюджетные дотации. Полнота, точность и объективность этой информации позволяют в короткое время провести селекцию владельцев транспорта, привлекая к сотрудничеству только добросовестных партнеров и отсекая злостных нарушителей. Кроме того, накопление детальных статистических данных о фактической работе транспорта позволяет оптимизировать движение транспорта, своевременно приводя его в соответствие с меняющимися потребностями города.

В перспективе планируется интегрировать свою систему мониторинга и диспетчерскую службу с другими городскими службами, отвечающими за транспортную обстановку и безопасность движения, службами быстрого реагирования, а также с региональной системой управления транспортом.