Следующий номер нашего журнала выйдет под новым логотипом — Intelligent Enterprise. Таким образом, мы не просто принимаем название журнала издательства CMP Media, на который получили лицензию в прошлом году. Тема интеллектуального предприятия уже стала одной из доминирующих тем нашего журнала. А главное — интеллектуальное предприятие в определенном смысле уже реальность и в России. Дело в том, что концепция интеллектуального предприятия среди всех корпоративных концепций, пожалуй, наиболее индивидуальна.

Мы привыкли следить за тем, как отечественные клиенты шаг за шагом приходят к осознанию апробированных на Западе управленческих стандартов, будь то MRP II, CRM или управление ИТ-сервисом, либо современных принципов аппаратной поддержки ИС (SAN или широкополосные сети), и считать это основным мерилом зрелости рынка. По крайней мере здесь есть четкие ориентиры и система координат. Оценивать степень практического освоения рынком идей, близких к понятию интеллектуального предприятия, похоже, придется несколько по-другому. Принято считать, что “интеллектуализация” начинается в крупных корпорациях, накопивших некую критическую массу информации и внедренных за долгие годы информационных систем различных поколений. Или же она начинается с активного внедрения технологий электронного бизнеса и, как следствие, необходимости оперативно следить за информационными потоками и принимать решения. Все это очень верно, но только ли в этом дело?

Наш опыт показывает, что многое зависит и от сознания клиента, и от зрелости рынка. Как только заказчик начинает концентрировать внимание на собственных проблемах и понимает, что адекватное информационное решение он в любом случае сможет подобрать, ситуация меняется существенно. Бизнес, связанный с производством, начинает оперировать категориями полного жизненного цикла продукции и планировать информационную поддержку отдельных его стадий. Торговые предприятия, образующие единую розничную сеть или холдинг, мыслят в терминах бизнес-процессов, не ставя пред собой вопроса о том, сможет ли существующая у них или предлагаемая на рынке информационная система покрыть весь спектр проблем. В подобных случаях на предприятии появляется множество корпоративных решений, интегрируемых не на уровне простого обмена данными, а на уровне решения единых бизнес-задач. Функциональность в такой системе по определению многогранна, может учитывать специфику работы каждого пользователя и в то же время концептуально едина. Это не простая задача, но в итоге формируется система, которая даже с формальных позиций прямо пропагандирует идеи интеллектуального предприятия. И не важно, что при этом речь идет лишь о паре десятков рабочих мест и не слишком большом объеме информации, с которой она оперирует.

Что касается поставщиков, то теперь уже мало кто из них просто предлагает программное обеспечение, пусть даже вместе с услугами по внедрению. Как правило, они пытаются предложить решение проблемы клиента, четко обозначив свой продукт в сквозной цепочке его бизнес-процессов, степень определенности и формализации которых на нынешнем этапе развития корпоративной автоматизации трудно переоценить.

Построение интеллектуальной модели управления компанией — это, безусловно, универсальная задача, не зависящая от размера компании и профиля ее деятельности. И чем глубже заказчик разбирается в проблемах собственного бизнеса на настоящий момент, чем грамотнее и стройнее он способен выстроить бизнес-процессы на будущее, тем ближе он стоит уже сейчас к реализации концепции интеллектуального предприятия — intelligent enterprise.