В прежние времена, когда ЖК-аппараты считались недоступной роскошью, существовали мониторы на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ), которые одинаково хорошо подходили для всех категорий пользователей, от секретарши до дизайнера. Естественно, при этом приходилось попотеть с настройкой как самого монитора, так и параметров видеокарты, но результатом обычно все были довольны. Как минимум лет эдак на пять — до того момента, когда трубка начинала «садиться».

Когда ЖК-мониторы наконец стали массовыми, для многих неприятным сюрпризом оказалось то, что одну и ту же модель нельзя использовать всем сотрудникам. Года три назад в рунете долго обсуждали одну публикацию в Живом Журнале, где демонстрировалось, как выглядит стандартная серая плашка на типичном дешевом офисном мониторе. Она стала цвета морской волны. Естественно, страшно представить, во что можно превратить оцифрованное изображение, если попытаться «исправить» его цвета на компьютере с таким вот дисплеем. Конечно, ситуация меняется, таких вопиющих отклонений на современных мониторах тестовые лаборатории не отмечают даже у самых дешевых моделей, но проблема еще далеко не решена окончательно.

С другой стороны, дорогие мониторы, обладающие максимально улучшенной цветопередачей, вряд ли подойдут, например, бухгалтерам или секретарям. Цвета они передают без ошибок, но вот с контраст­ностью есть проблемы. В результате при работе с текстом глаза будут уставать так же, как в старые недобрые времена, а то и сильнее. А некоторые дизайнерские мониторы до сих пор комплектуют матрицами с очень высокой инерционностью, что приводит к дискомфорту при прокрутке текста, и многим это тоже очень не нравится.

Немаловажно и то, что для обычных офисных работников такие мониторы за редчайшими исключениями все же слишком дороги. В среднем разница в цене между TN- и xVA-монитором при прочих равных условиях составляет порядка 20%. К тому же мониторы на матрицах xVA выпускаются с размером экрана 19 дюймов и более, в то время как основную массу устройств составляют 17-дюймовые, так что разница в цене будет еще больше. А поскольку те, кто утверждает бюджеты на закупку оборудования, как правило, люди прижимистые, сподвигнуть их на приобретение более дорогих устройств будет крайне сложно.

Естественно, такая ситуация никому не нравится. В том числе и самим производителям. По этой причине в последнее время выпускается все больше моделей на MVA/PVA-матрицах. Казалось бы, вот он, долгожданный универсальный монитор, каковыми в свое время были ставшие легендарными аппараты на трубках Sony Trinitron и Mitsubishi Diamondtron. Но универсальность таких ЖК-мониторов весьма и весьма относительна. Для потребительского сегмента так оно и есть: монитор на основе такого типа матрицы будет вполне универсальным. Если, конечно, не забывать отключать режим Overdrive в тех случаях, когда он не нужен.

Но вот для корпоративного потребителя и пользователей-профессионалов эта универсальность на самом деле будет мнимой. Для «офисного планктона» такие мониторы неоправданно дороги, а для профессиональных графических дизайнеров качество вывода недостаточно. Хотя для промышленного дизайна они в общем-то неплохо подходят, особенно при необходимости использовать мультимониторные конфигурации. Есть еще целый ряд нишевых областей, где важны большие углы обзора, в частности при создании ситуационных центров.

Так что пока применительно к корпоративному сектору все разговоры об универсальных ЖК-мониторах — это или теоретические построения, или маркетинговые лозунги вендоров, имеющие мало общего с реальностью.