Еще летом прошлого года лидеры российского Союза ИТ-директоров объявили серию конференций под общим брендом CIO Congress, которые пройдут в трех технологических столицах России:
Москва — CIO Congress «Подмосковные вечера»;
Урал — CIO Congress «Уральские самоцветы»;
Санкт-Петербург — CIO Congress «CIO White Nights».

И последовательно приступили к ее выполнению. В сентябре 2007 года пусть и не безупречно, но интересно прошли «Подмосковные вечера». А весной (с 23 по 25 марта) серию мероприятий CIO Congress продолжат «Уральские самоцветы», которые на этот раз пройдут в Челябинске (www.cio-congress-ural.ru). В программный комитет этого конгресса входят очень сильные и активные ИТ-директора: директор по ИТ «НТМК» («Евраз Групп») Игорь Суковатин, директор по развитию ИТ ФГУП ПО «Уралвагонзавод» Аркадий Казарин, руководитель ИТ-департамента НПФ «Благосостояние» Борис Славин и другие. Сейчас, за месяц до мероприятия, пока известны не все темы докладов и дискуссий, но среди них уже немало уникальных.

В частности, Игорь Суковатин из «НТМК» порассуждает о судьбе ИТ-службы крупного предприятия. Понятно, что в любой широкомасштабной промышленной компании есть отдел АСУ, причем часто весьма большой. Такой крупный отдел — это порождение советского времени и соответственно идеологии «всё своё, и всё, что нужно, делаем сами», которая на тот момент была единственно возможной, причем не только в области ИТ, но и в других — например, в сфере транспортных или строительных услуг. Но сейчас другие времена и совершенно иные управленческие парадигмы. Внешняя кооперация становится все более и более выгодной. Тенденция к разделению и узкой специализации — это долгосрочный тренд, а не мода, пришедшая с Запада. Она диктуется самим уровнем развития рынка и конкурентной среды. В результате аутсорсинг проникает совсем не только в обслуживающие основные производства функциональные подразделения — всё чаще на внешнюю кооперацию отдаются задачи, которые раньше возлагались на само основное производство.

Что в такой ситуации ждет огромные ИТ-отделы крупных предприятий? Ведь масштаб ИТ-службы — это вовсе не показатель её эффективности, скорее даже наоборот. Что ждет ИТ-персонал и каковы перспективы ИТ-руководителя? Кем он в результате станет? Однозначных ответов на этот вопрос, как и однозначных рецептов нормализации ситуации сейчас нет.

Вообще, похоже, рефлексия ИТ-директора станет визитной карточкой этого уральского конгресса. Тему самоопределения ИТ-директора и понимания своей роли на предприятии продолжает доклад «Взаимоотношения CIO и CEO» Анатолия Тенцера, директора по развитию НПФ «Катрен». Как должны выстраиваться эти взаимоотношения, какими им следует быть? Ведь здесь есть две полярные стратегии: налаживание максимально доверительных и неформальных отношений и строгая их формализация. Насколько реально, а не формально ИТ-директор должен быть своим в команде топ-менеджеров и есть ли у них право на формальные отношения? И может ли ИТ-директор, не являясь полноценным топ-менеджером, тем не менее добиваться успеха? Может ли он до определенной степени управлять своим непосредственным руководителем, как и в каких ситуациях? Наконец, Анатолий Тенцер коснется такой интересной темы, как «социальная сеть менеджера — инструмент решения его задач».

Несколько с другой стороны на вопросы, связанные с самоопределением ИТ-директора, предлагает взглянуть Борис Славин (НПФ «Благосостояние»). Он выступит модератором круглого стола «Свобода и ограничения ИТ-директора». Что нужно понимать под регламентом работы ИТ-директора и возможен ли он вообще? Какие ограничения налагает на него выполнение непосредственных оперативных обязанностей? И каковы должны быть эти обязанности? Ведь нередко основными вопросами ИТ-директора являются «аварийные» проблемы. Не решать их он не может, но с другой стороны, огромная часть его работы, связанная с оценками, сложным выбором и стратегическим планированием, совершенно противоположна оперативным задачам и требует других умений, навыков, да и просто другой атмосферы. Как ИТ-директор должен делить свое время и как балансировать между оперативными и стратегическими задачами?

Согласитесь, для конференций ИТ-директоров поднятые вопросы уникальны. Это совсем не похоже на те мероприятия (назвать их конференциями было бы преувеличением), которые устраивают вендоры или ИТ-провайдеры, где первую скрипку играют их коммерческие интересы, и на которых вы неоднократно бывали. Как правило, после таких собраний бывает очень жаль бездарно потерянного времени. Но уже сейчас понятно, что CIO Congress URAL таким не будет.