Как известно, финансовый директор — один из ключевых катализаторов внедрения ИТ в компаниях, а значит, один из ключевых партнеров CIO. Думается, финансовый кризис просто не мог не отразиться на профессиональной позиции данной категории менеджмента, в какой бы успешной компании финансовый директор ни работал. Поэтому представляется весьма важным то, что финансовые директора стремятся получать от ИТ именно в посткризисный период.

Половина финансовых директоров компаний по всему миру недовольны уровнем аналитической информации, которую предоставляет их финансовый отдел. Эта тенденция стала одной из причин того, что 60% руководителей финансовых департаментов планируют кардинально изменить работу своих служб в условиях посткризисного экономического климата. Таковы выводы предоставленного нам компанией IBM исследования IBM Global Chief Financial Officer Study, в ходе которого 1900 главных финансовых директоров компаний из более чем 80 стран ответили на вопросы аналитиков(*).

Исследование аналитического института IBM Institue of Business Value отметило возросшую роль финансовых директоров в принятии управленческих решений. В более «прогрессивных» компаниях изменились их приоритеты — основное внимание руководители финансовых департаментов стали уделять не исключительно финансовым вопросам, а применению передовой аналитики и выработке деловых решений в масштабе всего предприятия. Авторы исследования уверены, что предприятия, в которых главные финансовые директора владеют интегрированной информацией и используют инструменты бизнес-анализа, успешнее конкурентов. Такие «дальновидные» финансовые отделы получили название «интеграторов преимуществ» (Value Integrators), потому что смогли улучшить бизнес-показатели своих компаний, умело управляя интеграцией процессов и информации.

Фактическим синонимом кризиса стало словосочетание «сокращение затрат», однако результаты исследования опровергают этот тезис. Снижение расходов в посткризисных условиях не оказалось приоритетом для большинства респондентов. Самую актуальную задачу они определили как «вклад в реализацию стратегии предприятия». Опережать конкурентов в базовой финансовой деятельности уже недостаточно для успеха в бизнесе. Для этого надо тщательно выверять стратегию, быстро принимать решения и стремиться к прозрачности. Авторы работы подводят к мысли, что с помощью «продвинутой» бизнес-аналитики финансовые директора могут сделать предприятия более «разумными», соответственно выходя за пределы своей традиционной профессиональной активности, связанной с управлением финансовыми потоками. Другими словами, они стремятся расширить свой вклад в решение стратегических задач бизнеса, начиная от усовершенствования моделей ценообразования и методов работы цепочки поставок и заканчивая общим повышением уровня производства. В итоге финансовым директорам отводится едва ли не главная роль в принятии решений, знаковых по своим последствиям. В подавляющем большинстве опрошенных компаний (88%) при выборе ключевых показателей эффективности полагаются на рекомендации финансовых служб.

По итогам исследования, среди трудностей, с которыми сталкиваются финансовые отделы компаний, — недостаточное владение аналитической информацией для принятия решений, отсутствие стандартов оценки данных и четких механизмов распределения полномочий между центром и регионами в решении сложных задач. Только 50% руководителей сочли, что их финансовые службы сегодня достаточно эффективно предоставляют необходимую аналитическую информацию.

Также важная задача финансового департамента — самостоятельная обработка транзакций, без участия ИТ‑специалистов. Отмечается, что со времени проведения IBM исследования Global CFO Study в 2005 и 2008 гг. финансовые организации просто «увязли» в этой работе, постоянно затрачивая на обработку транзакций половину своего времени.

В итоге, чтобы приблизиться к показателям «интеграторов преимуществ», финансовому руководителю нужно стараться воспринимать данные не для ретро­спективного анализа, как «зеркало заднего вида», а скорее в качестве мощного «дальнего света», который помогает превращать потоки информации в руковод­ство к действию. В сложившейся ситуации логично предположить, что CFO будут требовать от ИТ-директоров усиленного акцента на развитие инструментов интеллектуального анализа данных. Решения на основе фактов, а не интуиции определяется как сущность концепции «разумного» предприятия.

 * Большая часть респондентов в исследовании 2010 Global CFO Study, опубликованном институтом IBM Institute for Business Value, занимают должность главного финансового директора (CFO) в организациях из 35 различных отраслей. Широкий географический охват респондентов (81 страна, включая Россию) делает это исследование самым крупным после сентября 2008 г., когда начался «сдвиг парадигм» в глобальной экономике.