Безусловно в прежние времена качество оборудования было существенно выше. Например, факс-машина, которой мы пользуемся, была куплена в 1995 г., и с ней ничего не происходит. И компьютеры мы меняли по причине морального, а не физического устаревания.

Сейчас, похоже, все поставщики компьютерной техники стремятся делать продукцию максимально дешевой, чтобы пользователи как можно чаще меняли свое оборудование, испытывая при этом как можно меньше угрызений совести. Еще раньше этот подход взяли на вооружение производители многих видов бытовой электроники и мобильных телефонов. В итоге сейчас большая удача — найти модель, которая могла бы проработать больше года.

К сожалению, со всем остальным оборудованием все обстоит точно так же. Похоже, мы к этому потихоньку начинаем привыкать. Пожалуй, единственное исключение — накопители, «вылет» которых может привести к серьезным проблемам, связанным с потерей информации. И то периодически появляются проблемные модели и серии, которые ломаются существенно чаще. За этой информацией приходится пристально следить, стараясь избегать покупки таких моделей.

Но в целом это издержки новой реальности, когда компьютерная техника стала товаром потребительским, а не рассчитанным на профессионалов. В итоге начинают работать «сравнительно честные механизмы» стимулирования спроса, хорошо отработанные производителями дешевых потребительских товаров. Нельзя исключить и другие причины. Так, например, некоторые эксперты связывают подобные процессы с переходом на припои, не содержащие свинца. Они более тугоплавки и имеют меньшую механическую прочность, что приводит к заметному росту скрытого брака. Так что далеко не случайно данные процессы заметно усугубились как раз в середине прошлого десятилетия, ровно тогда, когда вступил в силу запрет на использование припоев, содержащих свинец.

Наиболее серьезно данный процесс затронул сегмент ноутбуков. Качество настольных систем тоже сократилось, но в меньшей степени. Серверное оборудование и системы хранения данных, как мне кажется, пока не затронуты этими процессами. Ничего плохого не могу сказать и о мониторах, по крайней мере профессиональных серий.

Впрочем, мы практически не используем серийные ПК. У нас довольно специфичные требования к оборудованию, и мы сами собираем рабочие места разработчиков и отладочные станции. Так что это наблюдение касается, скорее, качества комплектующих, причем довольно высокого класса. Но при этом раньше случаи выхода из строя системных плат были крайне редки, а в последние годы в среднем бывают три раза в год — и это из 70 ПК. А оптические накопители просто превратились в расходный материал. Серьезной проблемой можно назвать и качество блоков питания. В последнее время у нас в среднем имеет место от пяти до десяти поломок в год. Раньше с такого рода проблемами мы практически не сталкивались. В итоге для себя, если быть честной, я установила срок амортизации на рабочее место в два года. Хотя реально оно работает дольше.

Конечно, нельзя исключить, что многие из этих проблем связаны с низким качеством электропитания. Поэтому мы вынуждены использовать источники бесперебойного питания, иначе просто не сможем сохранить результаты работы. Сбои возникают не так уж часто, но длятся такого рода инциденты довольно долго. При этом, к слову, качество ИБП также заметно снизилось.

Удельный вес систем, подверженных отказам, среди ноутбуков в среднем утроился. И это при том, что количество эпизодов, связанных с неаккуратным использованием, мало и они, как правило, обходятся без серьезных последствий. В отличие от настольных систем, это усугубляется еще и полной невозможностью устранения неисправностей, как это имеет место, например, у Sony. Мне непонятна также политика целого ряда тайваньских производителей, которые меняют всю систему при неполадках с отдельным ее элементом. Не так давно у нас была такая проблема с ноутбуком одного из сотрудников, когда нам отказались заменить блок питания.