Социальные сети становятся своеобразным «наркотиком» для современной молодежи, да и не только молодежи. Тысячи и тысячи людей по всему миру начинают свое утро не с завтрака или зарядки, а с проверки статуса и чтения ленты новостей в Facebook и Twitter.

Однако называть общение в социальных сетях «глупой игрой» и «пустой тратой времени», как сейчас часто приходится слышать, в корне неправильно. Огромное количество людей не просиживают штаны за бессодержательной перепиской, а решают со своими коллегами различные вопросы, исследуют рынок, одним словом — работают. И работают они при этом весьма эффективно.

Так, Николай Мациевский из компании «1С Битрикс», выступая на i-Comm 2012, отметил, что использование социальной сети для решения корпоративных задач существенно оптимизирует многие процессы, и даже привел численные значения. По оценкам Мациевского, если пользоваться соцсетями, работа с задачами происходит на 20—27% быстрее, поиск документов по базе знаний — на 32—34% эффективнее, на 27% уменьшается количество внутрикорпоративного спама, и на 26% меньше времени тратится на собрания сотрудников. В то же время увеличивается количество связей между сотрудниками (на 39%), резко растет продуктивность (37—50%), и происходит экономия фонда оплаты труда (до 30—50%) вследствие удержания сотрудников на рабочем месте и снижения текучести кадров.

Данные цифры выглядят более чем оптимистично, хотя, возможно, начав работать с помощью соцсетей, далеко не все компании смогут похвастаться таким приростом производительности. Безусловно, данная тенденция скорее характерна для компаний, ориентированных на выпуск интеллектуальной продукции, а не для промышленного производства.

Социализация = Мотивация

Как мотивировать сотрудников умственного труда? Этот вопрос долгие годы терзает сотни HR-специалистов. И если с характером мотивации поколений «бэби-бумеров» и «поколения X» психологи относительно разобрались и выяснили, что их привлекает возможность карьерного роста и стабильного увеличения зарплаты, то с мотивацией сотрудника «поколения Y» все обстоит гораздо сложнее. Так называемые «digital natives» («прирожденные цифровики») куда меньше заинтересованы в стабильности и четко распланированном карьерном росте. Сотруднику XXI  в. гораздо важнее работать в демократичном коллективе и креативно оформленном офисе, получая удовольствие от своей деятельности, видя плоды собственного труда. А это, согласитесь, куда сложнее обеспечить, чем рост зарплаты и продвижение по службе.

И все же выход есть. Как отметила в ходе конференции i-Comm 2012 Евгения Шатилова из IT Arts, мотивировать сотрудников могут современные социальные сети. Используя социальные платформы, участники формируют горизонтальную сетевую структуру, в которой гораздо проще обсуждать рабочие задачи. При этом, что немаловажно, в социальных сетях завязываются дружеские отношения между коллегами, что существенно укрепляет рабочий коллектив и позитивно сказывается на работоспособности. Кроме того, такие численные показатели, как «лайки» (в случае Facebook), позволяют численно оценивать идеи того или иного сотрудника, что способствует созданию здоровой соревновательной атмосферы.

Стоит отметить, что внутренние сервисы позволяют членам коллектива обмениваться друг с другом накопленным опытом и интересными материалами. А умудренные опытом коллеги смогут делиться своими знаниями с более молодыми сотрудниками. Кроме того, с помощью социальных сетей очень активно завязываются «слабые связи», часто оказывающиеся решающими при решении некоторых задач. Впервые о «силе слабых связей» заговорил американский экономист Грановеттер, который доказал, что многие люди находят себе место работы не через ближайших друзей и родственников, а через знакомых, с которыми их связывают те самые пресловутые «слабые связи». В дальнейшем идеи Грановеттера были разработаны социологами и экономистами, и выяснилось, что именно через «слабые связи» в обществе распространяются инновационные идеи. Таким образом, чем больше у человека «слабых связей» по работе, тем больше вероятность того, что когда-нибудь он узнает инновационную идею, полезную для компании.

Популярные ныне социальные сети чаще всего вызывают у работодателей нервную ухмылку, после чего они цитируют многочисленные высказывания о соцсетях как самом распространенном развлечении на работе. К сожалению, большинство руководителей до сих пор не осознало, что социальные сервисы способны сплотить коллектив и превратить его в команду единомышленников, готовых помогать друг другу в сложных ситуациях.