Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот.

Кобаяси Исса

В рамках cтажировки, организованной Школой IT-менеджмента Экономического факультета РАНХиГ при содей­ствии International Academy of CIO Japan и Ассоциации CIO Японии, мне довелось побывать в Японии и пообщаться с руководителями национального проекта информатизации. Занимаясь вопросами информатизации в Республике Коми и постоянно сталкиваясь с целым рядом, казалось бы, чисто российских проблем, я ожидал увидеть в воплощенном виде то, что здесь, у себя, мы создаем с таким трудом.

Мы представляем себе Японию как страну, на многие годы обогнавшую нас в области информационных технологий, как ориентир в информационном обществе. И во многом это действительно так. Удивительным оказывается другое. Как только мы переходим от технологий к их практическому применению в государственном управлении, мы вдруг неожиданно для себя понимаем, что здесь разница не столь существенна и проблемы у наших стран, столь сильно различающихся по технологическому уровню, в этой области очень похожи.

Причина проста. Высокие технологии сами по себе не могут решать задачи управления. Можно использовать новейшие протоколы связи, многоядерные процессоры, «облачные вычисления», но это не решит проблем межведомственного взаимодействия и сопротивления системы изменениям.

Возьмем пример из области здравоохранения. В Японии много маленьких больниц, где врач сам является управляющим. В такой больнице есть один врач и одна медсестра. Причем врач зачастую — человек преклонного возраста. Надо заметить, что многие японские врачи, особенно старые и опытные, пишут рецепты ручкой на бумаге, почему-то на немецком языке. И несмотря на миф о всеобщей компьютеризации японского общества, эти люди с большим трудом осваивают компьютер. Понятно, что уровень сопротивления внедрению новых информационных технологий в этой среде очень высок. Так же, как и в России. И то, что без особых проблем может быть реализовано в крупных медицинских центрах, оказывается неимоверно трудным для традиционных больничных сетей.

Вернемся к государственному управлению. Административная реформа в Японии — процесс, стартовавший в 80—90-х гг. XX в. и по своей сложности и запутанности не уступающий российской административной реформе. Не зря в литературе процесс этот был обозначен как «грандиозный по масштабам, сложный по содержанию и исторический по значимости». Кстати, по мнению многих специалистов одной из особенностей японской системы государственного управления являлось то, что она была куда ближе к искусству, чем к науке.

Наиболее революционные процессы, касающиеся административной реформы, проходят в сфере информатизации методов управления. И один из ключевых аспектов этой деятельности — организация системы взаимодействия всех государственных органов. Программа «Электронная Япония» («e-Japan») стартовала в 2001 г., причем презентовавший ее бывший вице-премьер Мори признался, что до июня 2000-го он ни разу не прикасался к клавиатуре компьютера. План внедрения электронного правительства в Японии был разработан только к августу прошлого года. До этого в каждом государственном органе был свой чиновник, отвечавший за информатизацию и связь, что приводило к крайне неэффективной работе (по оценке самих государственных чиновников). Эффект «лоскутного одеяла», когда информационное пространство строится из слабо сопрягающихся между собой информационных систем, характерен для большинства стран и практически не зависит от уровня технологического развития. Хотя если присмотреться внимательно, можно разглядеть парадоксальную ситуацию: чем выше уровень развития, тем больше степень разобщенности, тем более разнообразны лоскутки.

И еще один момент. Наличие множества высокотехнологичных решений и технологий приводит к возникновению серьезных рисков. «Используйте только те технологии, которые вам известны. Новые технологии, конечно, очень привлекательны, но они содержат в себе риск», — говорят японцы.

Вернемся к сравнению. Если посмотреть на Россию, мы увидим ситуацию, аналогичную японской (каким бы странным это ни казалось). Программа «Электронная Россия» стартовала в 2002 году. Как и «электронная Япония», эта программа была в первую очередь нацелена на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры. Не будем спорить, что реализация программы в Японии была куда более эффективна, чем в России. «Электронное государство» в обеих странах было призвано внедрять в жизнь передовые технологии, создавать инфраструктурную основу. Но прошло время, и выяснилось, что этого недостаточно. Наисовременнейший вычислительный центр может сгореть от керосиновой лампы, забытой ночным сторожем. Система электронного документооборота может передавать поток никому не нужных документов. Автоматизация хаоса приводит к тому, что хаос становится еще более хаотичным. В результате следом за «электронной страной» появляются задачи создания «электронного правительства» именно как среды взаимодействия организаций, органов власти, граждан, бизнеса.

Руководители подразделений министерства общих дел Японии, отвечающие за создание электронного правительства, обозначили три цели этой работы. Во-первых, обеспечение более простого и эффективного управления. Во-вторых, обеспечение доступа граждан к правительству — как к услугам и функциям, так и к информационным ресурсам. И в-третьих, обеспечение прозрачности работы государственных органов, создание чувства сопричастности к работе государства у каждого гражданина страны. И тут хочется вспомнить принципы, заложенные в Концепцию информатизации Республики Коми: «Уважение, уверенность, удобство». Взаимное уважение власти и граждан; уверенность населения в завтрашнем дне и уверенность власти в стабильном развитии; удобство граждан, удобная и комфортная жизнь в своей стране. Именно эти три принципа обеспечиваются информатизацией общества, развитием электронного правительства.

Есть и еще одна общая проблема. По мнению самих руководителей процесса информатизации, проходящего в рамках административной реформы в Японии, имеется явный недостаток кадров, хорошо разбирающихся в ИТ. И здесь речь идет не о том, что старшее поколение с трудом воспринимает новые технологии. Молодежь прекрасно умеет включать компьютер, использовать скайп, общаться в блогосфере. Речь о том, что хорошие, опытные CIO — редкость в любой стране, на какой бы ступени технологического развития она ни находилась. Понимание разнородных процессов, умение «идти по лезвию бритвы», анализировать и синтезировать, прогнозировать результаты… Необходимы люди, которые обеспечивали бы связь между управлением реформами и политикой государственного управления (или управлением предприятием в случае бизнеса). Необходимы люди, которые были бы владельцами этих процессов. А научиться этому на порядки сложнее, чем освоить использование самых высоких технологий.

Что мы видим в результате? Процессы построения информационного общества и электронного правительства в России и в Японии во многом схожи. Обе страны, несмотря на существенный разрыв в уровне технологического развития, имеют одинаковые проблемы. Способы решения этих проблем в целом тоже одни и те же. И наконец, пути к достижению цели у нас также похожи.

Относительно эпиграфа к этой статье. Хокку (жанр японской поэзии) Кобаяси Иссы, возможно, имеет «двойное дно». Согласно японской легенде улитка, доползшая до вершины Фудзиямы и достигшая своей цели, становится небесным драконом.