Облака являют собой хороший пример одновременно — появления и технологии, и подхода к автоматизации. Ведь только при условии принятия рынком и того и другого рождается мощное движение, позволяющее решить целый ряд насущных проблем. Проблем этих много, но среди них я бы выделил повышение доступности сервисов и снижение затрат. В самой ИТ-индустрии в целом сейчас явно наблюдается стремление ускорить внедрение этих технологий, поскольку только таким образом возможно достичь доступа к ИТ-сервисам во всемирном масштабе.

Однако энтузиазм сейчас заметно спал. Это типичная ситуация с любым внедрением новых технологий. Первые ожидания часто бывают завышенными. Но при столкновении с реальностью некоторые широко разрекламированные тезисы не подтверждаются на практике.

Сейчас общепризнано, что существуют три основных препятствия. Прежде всего, ни у кого нет полной уверенности в том, что данные в облаке будут надежно защищены. Часто бывает неясно, кто является владельцем данных и, следовательно, кто несет за них ответственность. Это вторая проблема. Раньше, когда компании размещали данные на собственной инфраструктуре, вопрос этот решался довольно легко. Теперь же поставщики облачных услуг не готовы нести ответственность за сохранность данных своих клиентов в полном объеме, при этом сам клиент сильно ограничен в осуществлении контроля над своей информацией. И третья проблема касается доверия между поставщиком и клиентом. Пока путей решения этих проблем, к сожалению, не наблюдается. Для крупных компаний, которым приходится обеспечивать соответствие требованиям различных нормативных актов (как правило, связанных с безопасностью и сохранностью данных), они могут стать непреодолимым препятствием для внедрения облачных решений. Хотя для совсем небольших компаний и индивидуальных потребителей эти проблемы малозначимы.

У частного облака нет таких недостатков. В итоге эта концепция легче воспринимается крупными заказчиками и за счет этого быстрее распространяется на рынке. Однако эта технология не способна реализовать многое из того, что способно предоставить облако публичное.

Среди наших заказчиков готовность принять частное облако очень высока. Данная технология позволяет с успехом решить проблему доступности ресурсов и поднять производительность труда. Мне лично не приходилось сталкиваться с тем, чтобы при переходе к частному облаку нарушалась работа каких-либо систем вне заданного технологического окна. Зато предприятия повышали гибкость своего бизнеса и, следовательно, конкурентоспособность на рынке.

Наша компания сама не предоставляет облачные сервисы. Однако мы активно их используем для собственных нужд. Обзавелись, к примеру, облачными сервисами наши службы контроля качества и технической поддержки. Использование облачной модели позволило решить целый ряд проблем, связанных с выделением необходимых рабочих ресурсов. Наши основные продукты также могут работать в облаке. И, наконец, как поставщик решений для рынка здравоохранения мы строим центры обработки данных для тех заказчиков, которые хотят реализовать крупномасштабные проекты и стремятся развернуть у себя облачную инфраструктуру.

Не так давно нами был завершен крупный проект для системы здравоохранения Чили. На базе созданного в рамках данного проекта ЦОДа развернуты наши продукты СУБД Cache и платформа интеграции Ensemble. Поверх них работает медицинская информационная система TrakCare. Такое решение позволяет обмениваться медицинскими данными между разными учреждениями и регионами, в том числе извлекая информацию, связанную с обслуживанием пациентов, из других систем. Причем интенсивность обращений меняется и географически, и по времени. И облачная модель помогает перераспределять ресурсы таким образом, чтобы не было их дефицита тогда, когда система работает с максимальной нагрузкой. Доступ к системе возможен из любого места, где есть Интернет, и с любого оконечного устройства.