В последнее время руководство ИТ-отделов крупных российских компаний все более осознанно подходит к задачам автоматизации. Наглядный пример — командная работа специалистов Торгового дома «Перекресток» и международной консалтинговой компании Columbus IT Partner в рамках проекта по замене информационной системы в одном из главных подразделений ТД.

Профиль клиента

Компания:
«Торговый дом «Перекресток»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Владимир Кива, начальник отдела ИТ

Проблема:
Распределительному центру торговой сети требовалась современная управленческая система

Профиль партнера

Компания:
Columbus IT Partner Russia

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Владимир Демин, президент

Решение:
Внедрена ERP-система Navision Axapta, на ее базе создано тиражируемое решение для торговых сетей

Самое трудное — начать

Компания «Торговый дом "Перекресток" действует на российском рынке розничной торговли уже семь лет. Ее розничная сеть в Москве и Московской области сейчас объединяет гипермаркет в Отрадном с торговой площадью 7000 кв. м и ассортиментом свыше 3 тыс. наименований, более трех десятков супермаркетов (торговая площадь 750—1800 кв. м, ассортимент продовольственных и сопутствующих товаров — около 20 тыс. наименований). Кроме того, в нее входят восемь магазинов-дискаунтов (площадь торгового зала от 400 до 800 кв. м, ассортимент товаров повседневного спроса, главным образом продовольственных продуктов, включает 2,5—4,5 тыс. позиций).

В 2000 году перед руководством ТД «Перекресток» встал вопрос о внедрении системы ERP-класса. Торговый дом быстро развивается, расширяя бизнес, и решение использовать новые, эффективные технологии стало вполне закономерным. Более того, использование новых технологий управления компанией входило в стратегию развития предприятия. Некоторое время для управления складом в Распределительном центре (РЦ) компании использовалась программа Numero Uno компании RepCo (http://www.repco.ru), но у нее были ограничения, которые сдерживали развитие информационной системы — и в стратегии управления бизнесом, и в координации текущих бизнес-процессов. Система не была рассчитана на развитие самой сети, в частности, на увеличение площадей РЦ, рост количества входящих в сеть объектов.

Руководство компании организовало открытый тендер по автоматизации Распределительного центра, в котором приняли участие около 30 компаний. Но предварительно специалисты «Перекрестка» провели огромную подготовительную работу по изучению существующих бизнес-процессов РЦ с целью создания прототипа будущей технологии. Специально созданная команда экспертов детально изучила структуру бизнеса и проработала наиболее важные моменты, понимая, что остальные вопросы можно будет решить непосредственно при внедрении. В итоге команда представила свое видение полноценной работы автоматизированного РЦ. Конечно, эксперты понимали, что на практике уложить проект в жесткие неизменные рамки нельзя, — все меняется, в том числе и технологии, и сама компания, поэтому писать огромных «талмудов» авторы предпроектного исследования не стали. Еще раз хочется подчеркнуть, что во время формализации бизнес-процессов задача привязки к конкретному программному продукту не стояла.

Перед началом тендера представители «Перекрестка» выдали техническое задание фирмам, борющимся за получение заказа. Проанализировав предложенные решения, заказчики остановили свой выбор на системе Navision Axapta, которую предложила компания Columbus IT Partner. «Мы начали проект, понимая, что стандартная версия в полной мере не удовлетворяет требованиям бизнес-логики компании, — рассказывает начальник отдела информационных технологий "Перекрестка" Владимир Кива. — Но мы приняли во внимание возможности модификации, заложенные в системе, и нацеленность проектной команды на достижение успеха. Мы изначально строили живое решение, которое впоследствии можно будет модифицировать». Г-н Кива также отмечает динамичный и гибкий подход команды Columbus ко всем обсуждавшимся вопросам. Дополнительной мотивацией для заказчика стало то, что в Axapta уже был качественный складской модуль. Для его изучения специалисты экспертного отдела «Перекрестка» ездили в Англию, знакомились с готовыми европейскими решениями.

Columbus IT Partner
http:// http://www.columbus.ru
Компания основана в 1989 году в Дании. Основное направление ее бизнеса — предоставление консультационных услуг по выбору, внедрению и сопровождению корпоративных информационных систем на базе концепций управления CRM, SCM, Knowledge Management и т. д. Columbus IT Partner работает в основном с такими продуктами, как ERP-система Navision Axapta, Navision Attain и Navision XAL. Компания имеет представительства в 27 странах мира. В 2000 году Columbus вошла в число 300 лучших компаний мира с оборотом до 500 млн долл. (рейтинг Forbes Global). Российское представительство Columbus IT Partner — крупнейший в Восточной Европе Центр экспертизы по Navision Axapta, среди его сотрудников более 45 сертифицированных специалистов по продуктам Navision. За пять лет работы в нашей стране клиентами «Колумбус-Россия» стали более 130 российских и зарубежных компаний.

Сплоченная команда — залог успеха

Одним из факторов успеха проекта был сплоченный коллектив внедренцев. «Мы изначально ориентировались на то, что модификации будут вестись единой командой, и не хотели, чтобы на проекте выделялась жесткая специализация для Columbus или специалистов «Перекрестка», — рассказывает Владимир Кива. — Зона ответственности была единой для всей команды. Проектные задачи равномерно распределялись между всеми ее членами".

Инициатором и куратором проекта была Анна Соломатина, финансовый директор ТД «Перекресток», координатором — Владимир Кива. Со стороны Columbus IT Partner проектом руководил Илья Прокимнов. В начале проекта был создан управляющий комитет, в который вошли руководители обеих организаций и бизнес-эксперты "Перекрестка". В самой проектной команде выделялись две основные роли: консультанты, или системные аналитики, и программисты. На разных этапах в проекте участвовало около 20 человек.

С ноября 2000 года шла фактическая работа над построением системы. Фаза предпроектных работ заняла около полутора месяцев. Стартовал проект с подготовки дизайна модификаций, затем с марта 2001 года началась фаза собственно модификации системы. В результате к августу 2001 г. система оказалась готовой к внедрению — начался поэтапный перевод Распределительного центра на новую ИС. Значительно облегчил задачу тот факт, что в «Перекрестке» не было единого учета товара в двух системах. Параллельно с поэтапным переводом учета из старой системы на другом участке проекта шла работа над стабилизацией решения. К настоящему моменту новая автоматизированная система РЦ работает с полной товарной массой уже больше трех месяцев.

Сегодня в штате ТД «Перекресток» есть восемь специалистов по Navision Axapta, которые при необходимости модифицируют систему самостоятельно, без помощи подрядчиков. Порядка трех десятков пользователей работают с системой РЦ, около двух десятков — с системой центрального офиса. «Наша задача — предоставить клиенту эффективный инструмент для дальнейшего развития бизнеса и помочь в формировании стратегии, — поясняет президент Columbus IT Partner Владимир Демин. — Развитие бизнеса компании, как мы считаем, должно осуществляться при тесном сотрудничестве специалистов заказчика с консультантами, только в этом случае проект окажется успешным. В проекте с «Перекрестком» нам удалось вывести партнерство на самый высокий уровень».

На чем нельзя экономить

Экономия финансовых средств — важный аспект работы любого предприятия, и руководство любой уважающей себя компании не будет расходовать финансы впустую. Однако есть вещи, на которых не экономят. Приоритеты здесь определяются спецификой бизнеса.

Один из важных моментов для РЦ — это круглосуточный режим работы. Обеспечение непрерывного функционирования ИС в некоторых случаях становится критичным, поэтому от приложения требуется максимальная надежность. Рабочие станции пользователей вполне стандартные, и в бюджете они не занимали какого-то особого места. Но к выбору серверов руководство подходило очень серьезно: это одна из важнейших составляющих ИС. При этом в условиях РЦ "Перекрестка" разработки новых компонентов системы должны быть отделены от ее основного, рабочего сегмента, иначе называемого "продуктивом", для которого надежность особенно критична.

Функционирование Axapta в РЦ базируется на трех серверах Hewlett-Packard — модель LH 6000 используется как сервер баз данных, одна из машин LC 2000 служит сервером приложения, а другая — сервером разработчиков. Такая раскладка сил, в частности, разделение серверов БД и приложений, обуславливается трехуровневой архитектурой внедренного решения. Сейчас в «Перекрестке» рассматривается вопрос о построении системы зеркалирования баз данных путем подключения второго, дублирующего сервера LH 6000.

Тот самый продуктив

За время промышленной эксплуатации Navision Axapta в «Перекрестке» специалисты Торгового дома оценили эффект от внедрения. В ходе проекта была полностью автоматизирована работа Распределительного центра, включая все складские помещения, что существенно повысило эффективность работы в целом. В компании результаты делят на долгосрочные (эффект появляется за длительный период) и краткосрочные.

Оценивая долгосрочные результаты внедрения, пользователи из Управления логистики выделяют следующие полученные выгоды. Во-первых, сняты ограничения, которые старая система накладывала на технологический процесс РЦ. Компания получила новый, более мощный инструмент для решения своих задач. Появилась возможность развития технологии на новом уровне — это касается организации обслуживания клиентов из нескольких распределительных центров; организации снабжения региональных подразделений компании; организации логистики поставок товаров напрямую от зарубежных производителей.

Во-вторых, ликвидирован фактор неустойчивой работы старой информационной системы (ежедневные сбои). Как следствие, обслуживание клиентов РЦ стало более надежным и предсказуемым. При условии стабильной работы центра в течение длительного времени можно снижать товарные запасы магазинов по ассортименту РЦ и товарный запас самого РЦ.

Весьма значимы и краткосрочные результаты:

  • время сбора и отгрузки товара сократилось с 28 до 22 ч (в дальнейшем планируется перейти на интервал в 16 ч);
  • повысилась выполняемость заказов (на данный момент процент выполнения составляет 90%, сейчас идет активная оптимизация данного процесса, намеченный рубеж выполняемости — 95%);
  • трудовая дисциплина и производительность труда выросли благодаря персонификации каждой технологической процедуры; в результате появилась возможность сократить штат на 5%;
  • закупки товара упростились, ускорились и стали эффективнее. Повысилась точность закупок — на 50% сократились суммы «перезаказа» и «недозаказа», общий товарный запас удалось уменьшить на 20%.

То ли еще будет

Добившись столь ощутимой отдачи от внедрения новой системы, ТД не собирается останавливаться на достигнутом. На ближайшее время, как сообщил Владимир Кива, запланировано развитие аналитической составляющей системы с упором на учет персональной деятельности каждого сотрудника. Определенная персонализация в системе уже есть, но появилась необходимость в дополнительной функциональности. ТД также планирует усовершенствовать систему электронного взаимодействия с объектами, поставщиками и т. д. По словам главы Columbus Владимира Демина, в арсенале его компании есть еще достаточно много различных решений, которые могут быть полезными в бизнесе крупных сетей супермаркетов, например, модули, управляющие отношениями с клиентами и поставщиками (CRM, SCM), поэтому вполне возможно, что автоматизация РЦ — не последний проект, который Columbus будет реализовывать совместно с ИТ-службой «Перекрестка».

Хотелось бы подчеркнуть, что значительная часть разработок, предназначенных для формализации бизнес-процессов, — это ноу-хау «Перекрестка». Внедренные разработки логически скомпонованы в тиражируемое «Решение для РЦ», которое предлагается на рынке совместно компаниями «Перекресток» и Columbus IT Partner.

Торговый дом «Перекресток»
http://www.perekriostok.ru
Акционерное общество «Торговый дом «Перекресток», один из лидеров российской розничной торговли, создано в рамках консорциума «Альфа-Групп» в 1995 году. Деятельность торговой сети, рассчитанной на покупателя со средним уровнем дохода, началась с одного супермаркета. Сегодня розничная сеть компании объединяет уже более 40 объектов торговли в разных районах Москвы и Московской области — в их числе 1 гипермаркет, 33 супермаркета (сеть «Перекресток») и 8 магазинов-дискаунтов (сеть «Мини-Перекресток»). Компания также имеет собственный распределительный центр. Сеть продолжает динамично развиваться; в планах компании — открытие новых магазинов в форматах «супермаркет» и «гипермаркет», а также выход в регионы России.