Розничная сеть магазинов Vassa по-своему уникальна. Ее специализация — производство и продажа модной стильной женской одежды (дизайнер — Елена Васса). На сегодняшний день у Vassa десять магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Таким количеством фирменных торговых точек больше не представлен ни один из российских художников-модельеров.

Однако использовавшаяся в компании Vassa с момента открытия информационная система в скором времени перестала соответствовать усложнившимся бизнес-процессам компании, не обеспечивая эффективного управления развивающимся предприятием с распределенной структурой объектов. Программное решение, написанное средствами Clipper, начинало устаревать морально, а оборудование — физически. Кроме того, этот продукт не позволял оперативно получать в офисе информацию по каждому магазину и в целом по фирме, так как не был сетевой версией.

“Когда мне было поручено сделать аудит состояния дел в нашей розничной торговле, выполнить это оказалось крайне сложно, так как не было четкой картины товарных остатков на складе, — вспоминает Оксана Левченко, директор по розничной торговле компании Vassa. — Была «задвоенность» кодов, т. е. один и тот же код могли написать прописными или строчными буквами. Соответственно получалось две-три дополнительных строчки”.

Сейчас уже сложно количественно оценить потери, которые несла компания Vassa при таком учете, но несомненно, что в первую очередь это приносило вред клиенту. “Мы не могли грамотно сделать поставку в магазин, потому что просто не знали, какие на самом деле размеры там имеются. Приходилось обзванивать магазины и спрашивать, что у них есть, — рассказывает Оксана Левченко. — Кроме того, с ростом числа наших магазинов появились определенные проблемы, когда становилось сложнее контролировать действия управляющих, связанных с материальной ответственностью”.

Профиль клиента

Компания:
сеть магазинов Vassa

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Оксана Левченко, директор по розничной торговле

Проблема:
Выбор и внедрение интегрированного решения по комплексной автоматизации сети магазинов одежды

Профиль партнера

Компания:
Borlas Retail

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Роман Друшляков, ведущий менеджер проектов

Число сотрудников:
47 человек

Решение:
Внедрение комплексного решения на базе специализированного программного комплекса TradeX, кассового ПО PosX, POS-терминалов IBM SurePOS BF

“Поиск должен быть более простым”

Несмотря на разнообразие ИТ-решений, представленных на рынке автоматизации торговых компаний, при выборе подходящей системы Оксана Левченко столкнулась с неожиданными проблемами. И проблемы эти состояли не столько в том, чтобы оценить достоинства или недостатки того или иного продукта, а скорее в том, чтобы найти компании, их предлагающие. “На самом деле это очень большая проблема для новичков, таких, как я, которые не являются сотрудниками ИТ-службы, а были заняты всю жизнь в модном бизнесе, — поясняет Оксана Левченко. — Этот поиск должен быть гораздо более простым. А при наличии массированных рекламных кампаний в специализированной прессе я не видела ни одной статьи об ИТ в таких журналах, как Vogue, Elle или Harper’s Bazaar, которые я регулярно читаю на протяжении многих лет. По запросу же на поисковых серверах мне предлагалось множество статей, в которых нельзя было найти узкую специализацию — розничная торговля. Затем была осенняя ИТ-выставка, где у меня была возможность познакомиться с такими программными продуктами, как сетевая версия «1С», Pro Logic”.

Оксане помогло то, что ранее она работала в компании “ДжамильКо” (занимающейся продажей одежды, обуви и аксессуаров), где имеется современная информационная система. Ранее “ДжамильКо” использовала POS-терминалы от компании FIT, и было известно, что у FIT есть и решение для управления торговым бизнесом, работавшее в некоторых других магазинах. “Но после знакомства с этим продуктом у меня сложилось впечатление, что он разработан исключительно для продуктовых магазинов, — вспоминает Оксана Левченко. — В первую очередь мне не понравилась степень вложенности. У нас на каждый товар существует примерно семь классификаторов: код ткани, сезонность, принадлежность к текстильной или швейной подгруппе, к кожаным изделиям, к ассортименту, принадлежность к стоку (т. е. насколько актуальна данная коллекция или это дисконтный товар). А в системе компании FIT можно присвоить только один признак”.

Переговоры с IBS разочаровали еще больше. Представители этой компании не видели других путей решения задачи, кроме полной замены кассового и компьютерного оборудования на новую технику. В результате инвестиции Vassa в это оборудование превращались в призрачную пыль. “Они были настолько уверены в себе, как будто никого на рынке больше вообще не существует, — уверяет Оксана Левченко. — Возможно, наш генеральный директор и согласился бы на их предложение, если бы это был тот продукт, который нам действительно нужен. Но показанная система учета компании IBS была перегружена неспецифичными для нашего бизнеса функциями. Я попросила, чтобы мне показали отчет, в котором было бы видно экспортную цену, розничную цену в одном магазине, в другом, третьем. Никаких отчетов, собственно говоря, нет. Все очень стандартно: выручка, журнал продаж, не более того”.

Наверное, поиски решения такими темпами зашли бы в тупик, если бы сотрудники компании Borlas Retail со своей стороны не отслеживали рынок. Сеть магазинов Vassa давно привлекала их внимание. В результате специализированная система TradeX по технологии и функционалу практически на 90% удовлетворила требования заказчика. “Самый большой плюс Borlas Retail был в том, что они брались сделать стыковку со всем нашим кассовым оборудованием, а именно с фискальными регистраторами, на которых мы работаем три года и которые еще не устарели, — говорит Оксана Левченко. — В новых магазинах мы уже стали использовать POS-терминалы IBM SurePOS BF, предложенные компанией Borlas Retail”.

Borlas Retail
http://www.retail.borlas.ru
Компания Borlas Retail (ЗАО “ Борлас Информационные Торговые Системы ”) входит в группу компаний «Борлас». Профиль ее деятельности: консалтинг; поставка комплексных решений для автоматизации оптово-розничных предприятий торговли на базе специализированного программного комплекса TradeX; разработка специализированных программных продуктов; техническая поддержка и сопровождение ПО; сервисное обслуживание оборудования; поставка решений для защиты товаров от краж.

Особенность внедрения

В соответствии со спецификой проекта специалисты Borlas Retail разработали решение, обеспечившее стыковку специализированного кассового ПО PosX с фискальными регистраторами. Рабочие места кассиров в магазинах сети Vassa были переведены на новую специализированную программу. Доработок программного комплекса TradeX не потребовалось, так как этот продукт учитывает специфику бизнес-процессов предприятий торговли промышленными товарами.

Большую часть компьютеров, использовавшихся в компании Vassa ранее, удалось задействовать в работе с новой системой TradeX, так как программный комплекс TradeX предъявляет минимальные требования к аппаратному обеспечению. Исключением стали серверы центральной и удаленной баз данных. Их модернизацией занимались представители Vassa согласно рекомендациям специалистов Borlas Retail. Примерные требования к аппаратному обеспечению, обеспечивающему эффективную работу программного комплекса TradeX, таковы: процессор Pentium III или IV; оперативная память не менее 512 Мбайт для сервера центральной базы данных и не менее 256 Мбайт для сервера удаленной базы данных; желательно использование RAID массива пятого уровня.

Все работы по переводу компании Vassa на программный комплекс TradeX были выполнены в течение месяца. Перенос данных из старой системы осуществлен без остановки бизнес-процессов заказчика. Одновременно с внедрением системы в учебном центре Borlas Retail проводилось обучение сотрудников Vassa работе с программными продуктами TradeX и PosX.

Новые возможности

Внедрение системы в последнем столичном магазине Vassa было завершено несколько недель назад. “Теперь мы не начинаем с утра обзванивать магазины — кто сколько продал, — призналась Оксана Левченко. — Приходя на работу, открываешь программный продукт и видишь, как новая коллекция, за которую очень волновались, будет продаваться, в каких магазинах, как она движется”.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что автоматизация компании дала ощутимые результаты. Можно оперативно получать информацию об остатках в других магазинах. Это в первую очередь актуально для клиентов. Дело в том, что в условиях дефицита подсобных помещений очень сложно держать на складе каждого магазина полный размерный ряд (в компании Vassa — это восемь размеров на три роста). “Это двадцать четыре единицы товара, из которых в зале можно представлять лишь две-три, — объясняет Оксана Левченко. — Остальные надо где-то хранить. Соответственно в каких-то магазинах приходится держать неполную размерную шкалу. Теперь, если клиента не устраивает размер, мы можем ему сказать, где есть нужный размер либо за какой период мы можем его доставить”.

Однако бизнес — впрочем, как и информационная система, — это живой организм, который должен постоянно развиваться. Сейчас на основании недавно принятой 26-й главы Налогового кодекса РФ некоторые организации переходят на льготную систему налогообложения. При всех достоинствах этого новшества сам процесс перехода крайне запутан. “Мы сейчас ждем, когда у Borlas Retail выйдет обновление программного комплекса TradeX, в котором, как мы надеемся, будет предложено адекватное решение этой проблемы, — говорит Оксана Левченко. — Например, у нас на одном складе может храниться не только наш товар, но и чей-то еще. И нам надо знать, как их отделить”.

Кроме того, есть еще одна проблема, связанная с ведением двойной системы штрихкодирования продукции Vassa. Дело в том, что с собственного производства компании товар выходит уже со штрихкодом, но эти коды не распознаются сканерами в магазинах Vassa. “Сейчас специалисты из Borlas озадачены тем, как выйти из этой ситуации. Может быть, в перспективе мы будем поддерживать их систему штрихкода и не будем поддерживать внутренние коды системы TradeX”, — считает Оксана Левченко.

После завоевания Москвы и Санкт-Петербурга компания планирует продолжить продвижение за пределы двух столиц. Не так давно был открыт магазин в Риге (по франчайзингу), начались продажи в Норильске. Ясно, что ростом и развитием бизнеса при продвижении в регионы будет проще управлять, имея в своем распоряжении современную специализированную и постоянно развивающуюся информационную систему.

Сеть магазинов Vassa
http://www.vassatrend.ru
Образована в 1999 году. Компания владеет сетью розничных магазинов стильной одежды для женщин, где представлены коллекции, разрабатываемые дизайнером Еленой Васса. На сегодняшний день в сеть Vassa входит восемь магазинов в Москве и два в Санкт-Петербурге, начато продвижение торговой марки в регионы России. Компания также имеет собственное швейное производство.