Портрет уральской компании

Торговый дом (ТД) «Электроизделия» работает на рынке электротехнической продукции более 10 лет. Предприятие было зарегистрировано в Екатеринбурге в 1992 году под названием ООО РПКФ "Ремстроймонтаждеталь". В мае 2001 года компания получила свое нынешнее название. Как и многие другие торговые фирмы, ТД сначала вел локальную деятельность в пределах родного города, но затем были созданы филиалы в Нижнем Тагиле и Челябинске, налажена партнерская сеть в Перми и Магнитогорске. Сейчас бизнес компании включает закупки продукции практически у всех профильных производителей электротехнической продукции России и СНГ, дальнейшую дистрибуцию товаров, их оптовую и розничную продажу. ТД "Электроизделия" — официальный дилер 20 крупных производителей электротехники, в том числе Siemens, Schneider Electric, btchino. Перечень предлагаемых товаров насчитывает более 20 тысяч позиций. Доставка продукции потребителям осуществляется с нескольких складских площадок. В компании работает около 500 человек.

Профиль клиента

Компания:
ТД «Электроизделия»

Местонахождение:
Екатеринбург

Число сотрудников:
около 500 человек

Руководитель:
Андрей Медведев, генеральный директор

Проблема:
Потребность в современной информационной системе для управления бизнесом

Профиль партнера

Компания:
Уральский центр автоматизации (УрЦА)

Местонахождение:
Екатеринбург

Решение:
Внедрение системы Scala

Проблемы управления бизнесом

Типичная проблема новых российских предприятий заключается в том, что фактический рост бизнеса у них опережает развитие управленческого инструментария. В ненасыщенной конкурентной среде такое вполне допустимо: закладываемая высокая маржа покрывает издержки управления. Но в условиях насыщенного рынка это не проходит — отпускные цены практически одинаковы у всех продавцов. И в такой ситуации выигрывает тот, кто может предложить покупателю наилучший сервис на этапах продажи и сопровождения товара, а также минимизировать внутренние издержки. Эти возможности во многом определяются инструментом управления, основу которого составляет корпоративная информационная система (КИС).

Информационная система, существовавшая в "Электроизделиях" к началу 2000-х годов, не удовлетворяла современным требованиям: она не обеспечивала полной интеграции хозяйственных процессов предприятия, не поддерживала режим реального времени, в ней не было многих важных компонентов управленческой информации и т. д. Все эти проблемы, обострявшиеся на фоне постоянного развития бизнеса, поставили на повестку дня вопрос о выборе и внедрении новой информационной системы.

Выбор КИС

Надо отметить, что руководство ТД никогда не рассматривало вопрос о создании системы собственными силами. Компания традиционно работала с покупными продуктами — действовал принцип, гласящий, что каждый должен заниматься своим делом и делать его лучше других. Приступая к поиску подходящей КИС, руководители ТД определили для себя, что компании нужна полнофункциональная система, поддерживающая процессы продаж — оптовых и розничных, закупок, складской обработки товаров, а также сборки изделий. Все эти процессы должны быть полностью увязаны в системе с бухгалтерским учетом, в том числе при работе в удаленных подразделениях. Как обычно в таких случаях, концептуально важным стал вопрос выбора между импортной и отечественной системами. На окончательное решение повлиял тот факт, что по ценам российские системы среднего класса практически сравнялись с западными аналогами. Решено было остановиться на КИС зарубежного поставщика, обеспечивающего высококачественную поддержку своих решений в России. Конкретизация этого решения проходила весьма традиционно — в ходе выставок, посещения предприятий, использующих КИС, и т. п. В результате в 2002 году ТД остановил свой выбор на решении компании Scala — весь процесс выбора занял около восьми месяцев. Партнером "Электроизделий" стал Уральский центр автоматизации (УрЦА), местный партнер Scala.

Уральский центр автоматизации
Основное направление деятельности екатеринбургской компании — продвижение и внедрение программного обеспечения Scala. УрЦА — дилер Scala Business Solutions с 1995 года, внедряет систему Scala в основном на предприятиях металлургической и химической промышленности. В числе клиентов компании — Челябинский электрометаллургический комбинат, Челябинский электролитный цинковый завод, Челябинский лакокрасочный завод и другие предприятия этого региона.

Внедрение системы и запуск

Еще до внедрения было ясно, что торговому дому требуется ряд организационных мероприятий, без которых эффективность использования нового инструмента была бы неполной. Как уже говорилось, спектр товаров в ассортименте "Электроизделий" весьма велик, поэтому в первую очередь нужно было усовершенствовать товарную картотеку, начиная с формирования нового кода, с дополнением различных технических реквизитов и описаний.

Согласовав с командой специалистов по внедрению из УрЦА формат учитываемых данных, сотрудники ТД приступили к формированию новой картотеки товаров. В дальнейшем это помогло создать в рамках КИС мощную систему навигации, позволяющую установить наличие товара, найти его эквиваленты, получить данные об ожидаемых поступлениях товаров.

Одновременно с этими подготовительными действиями группа консультантов УрЦА приступила к процедуре внедрения, которая включала анализ существующей модели бизнеса, настройку системы и обучение пользователей. Этот процесс занял около четырех месяцев. Достаточно напряженным оказался этап, связанный с обучением сотрудников, поскольку все было необходимо осуществить параллельно с основной работой, а число обучаемых превысило 60 человек. Фактически доучиваться сотрудникам пришлось в процессе работы.

Дата запуска новой КИС была в определенном смысле очень удобна — 1 января 2003 года. Одновременно запускались два автоматизированных удаленных офиса, связь между которыми была организована в терминальном режиме. Начало работы планировалось сразу в новой системе без дублирования в прежней. Объем операций, реализуемых торговым домом, не оставлял другого выбора.

В новогодние каникулы работники АСУ торгового дома и консультанты из внедряющей компании перенесли данные из старой системы в Scala, и с первого рабочего понедельника нового, 2003 года ТД «Электроизделия» приступил к работе в Scala. Первая неделя была очень тяжелой: сказалась нехватка опыта у сотрудников, проявлялись и некоторые организационные нестыковки. Но благодаря присутствию четырех консультантов из УрЦА большинство недостатков удалось достаточно быстро исправить.

Постепенно работа стала входить в нормальное русло, но тем не менее весь первый месяц был весьма непростым. Основная трудность — человеческий фактор: работникам трудно было менять свои привычки, приобретать новые навыки, одним словом, работать по-другому. Но эта работа «по-другому» — не дань техническим представлениям новой системы, а определенная технология бизнеса, позволяющая достичь новых конкурентных преимуществ.

Первоочередная задача в рамках отладки системы стояла в налаживании четкой работы службы продаж, затем требовалось повысить эффективность службы закупок. Поэтому основное внимание на первом этапе работы было сфокусировано на отладке деятельности этих подразделений. В марте первоочередные задачи в основном были решены, и фокус проекта сместился в бухгалтерию (которая к этому времени как раз отчиталась за прошлый год). Все операции, учет которых в системе несколько задержался, были дооформлены, доработаны. Были также созданы дополнительные отчеты, позволившие бухгалтерии перейти к работе в режиме реального времени.

Сейчас в ТД идет оптимизация запущенных функций с учетом опыта практического использования. Кроме того, планируются организационные мероприятия для включения в систему филиалов в Нижнем Тагиле и Челябинске.

Некоторые выводы

Три месяца эксплуатации Scala позволяют сделать вывод о том, что система обеспечила повышение эффективности продаж: хотя скорость оформления документов сейчас сопоставима с тем, что давала предшествующая система, уменьшилось число ошибок в учете продаж, появились инструменты для анализа сбыта, учета вклада продавца в каждую продажу. Закупка товаров стала более эффективной, и при этом все торговые процессы теперь автоматически связаны с бухгалтерией. Администрация получает исчерпывающую оперативную информацию по различным аспектам деятельности предприятия.

Руководство ТД отдает себе отчет в том, что это только частичные результаты. Предстоит решить еще много задач — обеспечить режим реального времени в работе с филиалами, охватить логистику складских площадей, наладить электронную торговлю и многое другое. Но уже нет сомнений, что Scala способна стать мощной платформой для будущих решений.

ТД «Электроизделия»
Торговый дом «Электроизделия» работает на рынке электротехнической продукции более 10 лет (предприятие было основано в Екатеринбурге в 1992 году). Специализируется на дистрибуции электротехнической продукции, оптовой и розничной торговле. ТД «Электроизделия» — официальный дилер 20 крупных производителей электротехники, в том числе таких крупных мировых поставщиков, как Siemens, Schneider Electric и btchino. Спектр предлагаемых ТД товаров включает более 20 тысяч позиций изделий. Компания имеет филиалы в Нижнем Тагиле и Челябинске, партнерскую сеть в Перми и Магнитогорске; доставка продукции потребителям осуществляется с нескольких складских площадок.

Андрей Медведев — генеральный директор ТД «Электроизделия».