Заказчик: Cerealia Unibake Russia
Проблема: автоматизация основных бизнес-процессов предприятия
Партнер: Microsoft Business Solutions и "Консультационная группа АТК"

Отраслевое ERP-решение - это хорошо. Это быстрее, удобнее, дешевле, чем настройка системы из некоего общего, универсального состояния. Мало кто будет с этим спорить, но есть проблема - отраслевое решение должно точно соответствовать принятым в компании бизнес-процессам, хорошо учитывать специфику определенного производства. А различий в организации бизнес-процессов может быть столь много, что практически речь должна идти об индивидуальном подходе. В результате хотя вендоры ERP-продуктов неустанно говорят, что отраслевые решения есть, ИТ-директора продолжают испытывать в них недостаток, и примеров таких внедрений пока мало. Одно из них - внедрение отраслевого решения на базе Axapta в Cerealia Unibake Russia.

Cerealia Unibake Russia - это подразделение скандинавского хлебопекарного холдинга Cerealia Unibake, занимающего ведущие позиции на рынке хлебопечения в Северной Европе. В прошлом году в Подмосковье компания арендовала недостроенную кондитерскую фабрику и превратила ее в завод по выпуску замороженных хлебобулочных изделий для предприятий быстрого питания. Сроки запуска этого предприятия были очень сжатыми: работы начались лишь в апреле, а производство планируется начать уже в ноябре текущего года. Поэтому параллельно со строительством велось и создание ИТ-системы.

В Cerealia Unibake нет единого корпоративного стандарта на ERP. Есть только список рекомендованных пакетов, среди которых и MBS Axapta. Выбирая продукт для Егорьевского завода, его руководители остановились на простой стратегии: так как времени очень мало, ничего заново не изобретать, а взять самый недавний и успешный опыт коллег из Норвегии, как в части организации бизнес-процессов, так и в части использования ИТ-системы. Так как завод создавался практически с нуля (здания были, но производства в них не велось), это было вполне реально. На аналогичном норвежском предприятии использовалось отраслевое решение на базе Axapta - Food & Beverage, автоматизирующее процессы управления пищевым производством. Разработала его норвежская консалтинговая фирма ABC. Ее решение и было взято за основу, оказавшись первым внедрением этой системы в нашей стране.

Среди российских партнеров MBS провели закрытый тендер, который выиграла "Консультационная группа АТК". На ее долю выпало внедрение и настройка продукта в соответствии с нормами российского законодательства, поскольку в Cerealia Unibake Russia в одной системе ведутся три вида учета - корпоративный (по стандартам МСФО), налоговый и бухгалтерский по российским правилам. Весь проект занял менее трех месяцев. Как говорит Андрей Аванесов, финансовый директор Cerealia Unibake Russia, был поставлен своеобразный рекорд по скорости внедрения ERP-системы на производственном предприятии.

Система развернута на 20 рабочих местах в егорьевском и московском офисах компании, к концу года добавится еще пять рабочих мест. Автоматизированы процессы управления логистикой, закупками, продажами, производством, финансами, можно точно калькулировать себестоимость производимой продукции. Предусмотрено широкое использование штрих-кодирования и EDI, в будущем планируется "научить" систему обмениваться данными по заказам и поставкам с ERP-системами клиентов и поставщиков без участия человека. Уже сейчас система настроена на отслеживание партий готовой продукции и партий сырья и материалов, из которых она изготовлена, в соответствии с требованиями стандарта HACCP, соблюдаемого лидерами сетей быстрого питания. Тем не менее руководство Cerealia Unibake Russia уже планирует дополнительно расширять функциональность, более широко использовать уже внедренные модули Axapta и развертывать новые.

Своеобразно предполагают здесь решать задачу поддержки системы. Своя ИТ-служба у завода есть, но она выполняет в основном координирующие, а не производственные функции. Аванесов полагает, что нет никакого смысла развивать сильную внутреннюю экспертизу в каждой из ИТ-областей, будь то системы ERP или связи. Значительно эффективней будет оставить за собой только поддержку первого уровня - решение элементарных проблем пользователей, администрирование локальной сети и управление отношениями с внешними подрядчиками. Именно так сложатся дальнейшие отношения с "Консультационной группой АТК": компания будет обеспечивать поддержку пользователей ERP-системы второго уровня.