В последние годы автоматизация государственных органов стала одним из важных трендов. На прошедшем VII международном форуме по технологиям хранения и управления информацией — EMC Forum 2010 — этой тематике было уделено должное внимание.

Руководитель Аппарата Правительства Пермского края Макар Герман отметил, какие решения сейчас востребованы в регионе и в чем именно нуждается современная власть в сфере информационных технологий. Господин Герман называет три основные задачи, которые ставятся перед ИТ-отделом Правительства Пермского края сегодня: это формирование системы оказания услуг в электронном виде, обеспечение электронного взаимодействия власти и общества для решения общих проблем, а также сокращение издержек на поддержку и модернизацию ИТ-подразделения.

Что касается первого пункта — формирования системы государственных услуг, то здесь Макар Герман выделяет две основные категории задач: создание реестра государственных услуг и портала государственных услуг. Руководитель Аппарата Правительства Пермского края отметил, что именно под эти задачи федеральными органами выделяются средства, за счет которых создаются соответствующие программные решения, используемые затем в регионе. Впрочем, по его словам, это ПО часто критикуют, и некоторые регионы предпочитают создавать свои независимые решения.

Реестр госуслуг — перечень государственных услуг, предоставляемых в электронном виде органом исполнительной власти и подведомственными ему государственными организациями. Эта система, как подчеркивает г-н Герман, должна быть синхронизирована с порталом госуслуг, а также с классификаторами федерального уровня.

Что касается портала государственных услуг, то, по мнению Макара Германа, при его создании может и должна иметь место определенная свобода в отношении форм реализации. Существуют определенные принятые на федеральном уровне шаблоны, которым должен соответствовать ресурс. Это разграничение по категориям пользователей, поисковая система по государственным услугам и т. д. В свою очередь, дизайн и наполнение каждый регион может выбирать самостоятельно. «Главное, чтобы все те услуги, которые предоставляются в электронном виде и оказание которых предписано соответствующими органами власти, можно было там найти и ими воспользоваться», — напоминает г-н Герман.

В то же время за основу портала государственных услуг взят ряд ИТ‑систем, над созданием которых сейчас идет довольно серьезная работа. Это система идентификации заявителей, потому что в большинстве реестров граждан есть проблемы с их идентификацией. Даже при просмотре новостных лент часто появляются сообщения типа «в таком‑то субъекте кто‑то смошенничал». Ведь в каждом регионе есть своя база данных населения и идентификация каждого человека становится серьезной задачей. В Пермском крае для этого было создано уникальное региональное решение. Были объединены три базы данных, соответствующих трем государственным региональным подразделениям: УВД, ФМС и ЗАГС. Именно эти структуры наиболее активно участвуют в формировании базы данных о жителях края, и в результате такого объединения был получен «эталонный» регистр населения. «Сейчас мы будем подключать порталы, чтобы назначить людям свои собственные идентификаторы. Очень надеемся, что скоро федеральные органы дадут нам систему, с которой мы сможем состыковаться для того, чтобы система идентификации была едина, в том числе и на уровне взаимодействия с федеральным уровнем», — отмечает Макар Герман.

Анализируя систему межведомственного электронного взаимодействия, Макар Герман отмечает существование огромного количества вариантов решений, выбрать из которых очень непросто. Система имеет определенное назначение — это, во‑первых, маршрутизация данных и, во‑вторых, реализация программных алгоритмов их обработки ассоциированных с процессами оказания определенных государственных услуг. Такая система, как полагают в Пермском крае, тоже должна строиться на основе промышленного решения. При этом «конечной целью» системы Макар Герман называет «оказание государственных услуг с минимальным участием чиновников». «Какое имеет право чиновник оценивать, может быть оказана услуга или нет?» — задает риторический вопрос Герман. При этом новая система, дистанцирующая чиновников по крайней мере от влияния на базовые процедуры оказания госуслуги, вовсе не должна стать более лояльной к гражданам. Скорее она призвана исключить злоупотребления, ведь в данной ситуации влияние пресловутого человеческого фактора будет минимизировано. Решение будет приниматься на основе запрограммированного алгоритма, а не путем личных взаимодействий.

Архитектурно система электронного взаимодействия состоит из трех частей. Первая — это прикладные системы, которые были созданы ранее и, по сути, представляют собой уже реализованную госуслугу. Например, запись к врачу через Интернет, когда потребитель услуги может воспользоваться и рядом дополнительных сервисов: выбрать лечебное учреждение или прикрепить электронную историю болезни. В настоящий момент в Пермском крае представлено пять подобных услуг. Вторая — это система электронного документооборота, реализованная в правительстве Пермского края с помощью платформы EMC Documentum. С ее помощью и в условиях существования неких стандартов межведомственных спецификаций обмена информацией государственная организация может взаимодействовать с любой другой государственной структурой любого уровня и осуществлять любые необходимые запросы. Макар Герман отмечает высокую важность этой возможности, потому что в рамках начавшего действовать Федерального закона № 210‑ФЗ запрещается запрашивать у граждан информацию, уже имеющуюся в других органах государственной власти. Третья часть — замещающая система, позволяющая, по словам г-на Германа, практически создать определенную услугу в полностью автоматизированном режиме. Пока проекты по ряду услуг ведутся в Пермском крае в пилотном режиме.

Обеспечение плотной обратной связи между государством и обществом — одно из приоритетных направлений. Г-н Герман подчеркивает, что целью всех проектов, так или иначе имеющих отношение к автоматизации деятельности госструткур, должно становиться не просто донесение информации до граждан, а вовлечение их в процесс обсуждения. Макаром Германом была представлена программа Street Journal — решение, созданное пермскими ИТ-компаниями и доступное в свободном режиме. Она представляет собой своеобразную интерактивную карту, на которой каждый человек может отметить определенное место и указать, что именно там он видит существование некой проблемы. Если имеются какие‑то документальные подтверждения его словам (фото- или видеофайлы), то пользователь может присоединить эти материалы и занести их в базу. Кроме того, при желании участник форума может создать тему по обсуждению этой проблемы и вступить в диалог с властью. В таком случае создается электронное письмо, на которое государственный служащий будет обязан ответить в течение 30 календарных дней. При этом гражданин имеет возможность отслеживать статус своего сообщения и видеть, как реагируют на его предложение, в какой фазе находится его рассмотрение и т. д. Это решение, реализованное в Пермском крае, открыто широкой общественности. При желании любой регион может адаптировать его под свои нужды и использовать самостоятельно. Из заинтересовавшихся регионов г-н Герман отмечает Екатеринбург и Челябинск.

Рассматривая последний пункт программы и отвечая на вопрос о сокращении издержек, г-н Герман заявил, что видит для себя три четко определенные сферы деятельности для региональных ИТ — это вычислительные мощности с лицензиями, сети и рабочие станции, причем по каждому из этих направлений есть два возможных способа использования финансовых средств: техподдержка и модернизация. Макар Герман отметил, что, в его видении, на сегодняшний день перспективнее всего инвестиции в облачные вычисления и технологии виртуализации. Создав базовые сервисы, нужно двигаться именно в этом направлении. «Людям нужен доступ в Интернет, потому что с ним они смогут обрести любой другой сервис», — подчеркивает чиновник.

На сегодняшний день в Пермском крае 198 услуг утверждены на региональном уровне и размещены в реестре. Однако стоимость решений остается достаточно высокой. Стоимость одной услуги, требующей трех месяцев разработки, вполне может, по словам Макара Германа, составить сумму 5 млн руб. Очевидно, что такие средства не по карману каждому региону и необходимо искать принципиально новые подходы к глобальной автоматизации государственных органов.