Применение технологии вебинаров ширится, в том числе в образовании, где благодаря вебинарам открываются новые возможности дистанционного обучения.

Не было бы счастья...

Согласно статистике поисковых систем, сколько-нибудь существенный интерес к онлайновым семинарам, или, как их еще называют, вебинарам возник в нашей стране на рубеже 2008-2009 гг. По данным и «Яндекса», и Google слово «вебинар» до конца 2008 г. в запросах пользователей практически не фигурировало. А вот с начала 2009-го оно стало там появляться, причем все чаще и чаще, и количество упоминаний продолжает увеличиваться. Александр Альперн, глава компании Webinar.ru, предлагающей техническую поддержку вебинаров как Интернет-сервис, напрямую связывает рост популярности онлайновых мероприятий с экономическим кризисом: стремясь экономить на всем, на чем только можно, предприятия стали переносить встречи различных типов в виртуальную среду. Что касается статистики, то на нее могла повлиять и непосредственно активность Webinar.ru. Людей, запрашивавших вебинары, скорее всего, интересовали какие-то конкретные мероприятия, а российский сервис вебинаров заработал как раз в конце 2008 г., причем заявил о себе достаточно заметной акцией: это было выступление двух знаменитых бизнес-гуру — Гая Кавасаки и Ричарда Брэнсона. Так или иначе, предложение Webinar.ru оказалось адекватным ответом на реальную потребность и породило спрос. Что важно, этот спрос вовсе не снижается по мере того как кризис идет на убыль. Уже понятно, что вебинары не только служат дешевой заменой очных мероприятий, но и обладают собственными преимуществами.

Несколько слов о расценках и технических параметрах вебинаров. Услуги Webinar.ru обходятся примерно в 100 рублей на одного участника в час (разовый тариф — ровно 100 рублей, но компании обычно приобретают абонементы на месяц или более долгий срок). Безусловно, это не единственный сервис вебинаров и не самый дешевый способ организовать виртуальную встречу. Скажем, если участников встречи немного и требования к качеству звука и изображения умеренные, можно совершенно бесплатно встретиться в Skype, а для совещаний с высоким качеством лучше подойдет профессиональная система видеоконференцсвязи. Такие системы недешевы, но при определенных условиях окупаются достаточно быстро, и известны проекты по их установке, реализованные в разгар кризиса. Однако когда требуется собрать значительную аудиторию, у организатора фактически есть всего две возможности — зал и вебинар. Технически число участников вебинара не ограничивается, но реальная интерактивная работа возможна, лишь когда их сравнительно немного (точно так же, как и в зале). Сервер вебинаров можно установить и у себя, но компании нередко предпочитают подписку как более удобный вариант. Поскольку услуга базируется на облачных технологиях, все необходимые ресурсы предоставляются по запросу в любой момент — лишь бы были готовы докладчики и оповещены остальные участники. Возвращаясь к Webinar.ru, стоит отметить, что многие клиенты с похвалой отзываются о надежности сервиса: немаловажная деталь, поскольку вообще технические проблемы с вебинарами — отнюдь не редкость.

На примере клиентов Webinar.ru можно проследить, наверное, весь спектр использования вебинаров в бизнесе, хотя классификация здесь затруднена, поскольку в Интернете, как и в зале или переговорной, люди часто собираются сразу для нескольких целей. Нас в данном случае интересуют мероприятия, так или иначе относящиеся к обучению. По оценке Александра Альперна, они составляют около 40% всех виртуальных встреч, проводимых на технической платформе Webinar.ru (столько же приходится на маркетинг, несколько меньше — на всевозможные внутренние совещания, планерки и встречи рабочих групп). Обучение, в свою очередь, можно условно подразделить на три разновидности: обучение-маркетинг, внутреннее обучение и, наконец, обучение как бизнес.

Онлайновое обучение

Обучение-маркетинг — это семинары для потенциальных клиентов, преследующие сразу две цели — собственно обучение некоторому виду деятельности и продвижение соответствующего инструмента. Онлайновая форма для этого вполне подходит. Так, новосибирская компания «Брокеркредитсервис» предлагает всем желающим посетить бесплатные вебинары по работе на бирже и по использованию программы QUIK, предназначенной для просмотра и анализа биржевых котировок. Если слушатель вебинара, ознакомившись с возможностями программы, решит подключиться к серверу QUIK, потенциальный клиент превратится в реального.

Другой пример — компания «1С-Битрикс», организующая вебинары для потенциальных и действующих партнеров, которые разрабатывают и поддерживают Интернет-сайты. Вебинары служат здесь как для маркетинга, так и для внутреннего обучения. Сегодня у «1С-Битрикс» более 4000 действующих партнеров, они раскиданы по всей России и СНГ (есть также несколько фирм в дальнем зарубежье), так что вебинар — может быть, единственный (и заведомо самый простой) способ донести до них информацию о тонкостях работы с продуктами компании. Сходным образом, компания «Компас» — разработчик одноименной ERP-системы — организовала осенью 2009 г. публичный вебинар, посвященный особенностям новой версии своего продукта. Опыт настолько понравился, что компания теперь регулярно проводит вебинары по различным вопросам автоматизации предприятий и комплексному решению бизнес-задач.

Вебинары — внутренние тренинги — находят применение в основном в территориально распределенных компаниях. Так, туристическое агентство STAR Travel каждый месяц собирает на обучающие вебинары представителей 18 своих региональных офисов. Сотрудники знакомятся с новыми предложениями для клиентов, проходят тренинги по продажам и пользуются возможностью задавать вопросы, которую дает им интерактивный характер мероприятия. Компания Synergy Research Group (SynRG), предоставляющая услуги по проведению клинических исследований для российских и иностранных фармацевтических и биотехнологических компаний, поддерживает сеть офисов на территории России, Украины, Грузии и Казахстана (всего в девяти городах), а также партнерскую сеть в других восточноевропейских странах. В компании построена система непрерывного обучения, и регулярно проходят вебинары-тренинги по стандартным операционным процедурам и всем аспектам клинических исследований. К вебинарам подключаются тренеры из регионов, записи занятий используются для формирования базы обучающих курсов. Компании Electrolux и Mary Kay благодаря вебинарам получили возможность знакомить со своими новыми продуктами торговых представителей одновременно в Москве и в регионах. Это позволило увеличить скорость вывода новых продуктов на рынок — важнейший показатель эффективности бизнеса.

Вуз или учебный центр, серьезно взявший на вооружение новые технологии, может поддерживать собственный сервер вебинаров. Но есть и примеры коммерческого обучения на платформе Webinar.ru. Институт банковского дела АРБ (Ассоциации российских банков) организует на ней как трансляции с обычных занятий, так и чисто онлайновые семинары. Методисты группы компаний «Институт тренинга — АРБ Про», специализирующейся на краткосрочном бизнес-обучении, эффективно дополняют вебинарами существующие курсы — очные и дистанционные.

В петербургской Академии управления и экономики с апреля этого года ведется онлайновая трансляция многих лекций и семинаров. Студенты довольны: если не удается вовремя попасть в здание академии, можно подключиться к занятию по сети, а если занятие пришлось пропустить (или по какой-то причине нужно повторно прослушать определенный момент), к их услугам всегда имеется запись. Организуются также чисто онлайновые консультации для экстернов из отдаленных регионов. С большим успехом прошли несколько «дней открытых окон» — онлайновых дней открытых дверей для старшеклассников. Понятно, что дистанционные методы привлекательны для молодежи своей новизной, даже безотносительно к тому, что именно рассказывают на занятии. Но содержание вебинаров останется полезным и тогда, когда они сами войдут в привычку.