Как лучше подключить прибор учета к централизованной автоматизированной системе — по проводному каналу или по беспроводному? Предусмотрев использование обоих вариантов, компания МОЭК получила гибкое и универсальное решение.

Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) решает задачу качественного и надежного обеспечения столицы отоплением и горячим водоснабжением. В сферу нашей деятельности входят производство, распределение и сбыт тепловой энергии. С октября 2010 г. у нас действует автоматизированная система коммерческого учета потребления энергоресурсов (АСКУПЭ).

В отличие от более ранних попыток автоматизации учета энергоресурсов в Москве, АСКУПЭ — единая система, которая в перспективе должна охватить весь город. Когда ее создание еще только планировалось, многие спрашивали нас, допустимо ли вкладывать средства в информационные технологии, когда зачастую не хватает денег даже на ремонт коммуникаций ЖКХ и жилого фонда. Но именно автоматизация способна сделать расходование бюджета более эффективным и высвободить средства для решения насущных задач. В конечном итоге Правительство Москвы согласилось с нашим предложением о внедрении АСКУПЭ за счет собственных средств МОЭК.

Система

Основные функции АСКУПЭ:

  • формирование данных для биллинговой системы МОЭК;
  • обработка данных и их хранение в течение заданного периода времени (сейчас они сохраняются в системе три года);
  • анализ достоверности полученных данных;
  • фиксация измерений коммерческих и технологических данных с общедомовых приборов учета тепловой энергии (центрального отопления) и горячей воды и передача данных без искажений: они должны поступать на вход модуля, который занимается расчетами, точно в том виде, в каком были выданы измерительным прибором;
  • выполнение досчетов для недостоверных данных (досчет необходим, если прибор в течение некоторого времени не работал или работал неправильно, соответствующая методика должна быть сертифицирована соответствующими органами, в частности Ростестом).

В настоящий момент к АСКУПЭ подключено порядка 47  000 приборов учета — различных счетчиков и датчиков, — которые объединены в 23  645 общедомовых узлов учета. Все дома, находящиеся на обслуживании, относятся к муниципальному жилому фонду Москвы.

Самое очевидное для нас достоинство системы — это, безусловно, автоматическая передача данных. Нам больше не нужно посылать обходчиков, которые бы проверяли состояние приборов и записывали показания. Таким образом, исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором. Сократились и сроки обслуживания приборов. Поскольку в системе хранятся время установки, срок службы и другие необходимые параметры оборудования, система рассчитывает сроки модернизации и способна быстро определить аварийную ситуацию. Стоит добавить, что условия работы в подвалах — а приборы обычно расположены именно там — не самые лучшие. Очень важно, что теперь наши работники должны отправляться туда, только когда это действительно необходимо (для устранения неисправностей, проведения плановых работ, но не для инспекции нормально работающего оборудования).

Система реально помогает нам экономить энергию за счет более эффективного управления ее потреблением. В 2010 г. мы смогли сократить потребление энергоресурсов на 10%. АСКУПЭ, хотя ее промышленная эксплуатация началась только в октябре 2010 г., сыграла в этом далеко не последнюю роль.

Два облака

АСКУПЭ построена по двухуровневой схеме. На уровне приборного контроля осуществляется фиксация измерений, выполненных приборами учета, на серверном уровне — их централизованная обработка. Для передачи данных с нижнего уровня на верхний используется комплексная среда, включающая две облачные телекоммуникационные инфраструктуры — проводную, на базе волоконно-оптических каналов компании «КОМКОР» («Акадо Телеком»), и беспроводную, на базе сети сотовой связи компании МТС. Условия подключения, на которых мы сейчас работаем, прорабатывались нами вместе с обоими операторами. В настоящее время узлы учета поделены между ними примерно поровну: из половины домов данные передаются по кабелю, из половины — по воздуху.

Поясню, с чем связано такое решение. У обоих операторов в Москве — почти полное покрытие, но нет правил без исключений. Сотовая связь не всегда доступна в подвалах, а прокладка кабельных каналов требует земляных работ. Если, например, владелец приватизированного участка, находящегося на пути к нужному нам дому, не дает согласия на прокладку кабеля, подключение невозможно. Доступ одновременно и к проводной, и к бес­проводной сети обеспечил нам необходимую гибкость.

В проводном «облаке», базирующемся на сети КОМКОР, данные передаются с применением технологий Ethernet, HFC и Fiber optic, в беспроводном — по протоколу GPRS. В качестве высокоуровневого протокола в обоих случаях используется TCP/IP, стандарты представления данных — OPC DA и HDA. Содержательно учетная информация носит частью коммерческий, частью технический характер (это почасовые и посуточные ведомости участков). Поскольку коммерческие данные должны быть защищены, в обеих сетях применяются технологии обеспечения безопасности. В сети КОМКОР это VPN, в сети МТС — ее беспроводной аналог, получивший название APN.

Технология APN была разработана МТС для данного проекта. Мы также активно сотрудничали с оператором при выработке организационно-технических решений для сетей технологической связи, в частности, корпоративного тарифного плана «Телематика». С нашим участием создавалась специальная SIM‑карта МТС без возможности голосового вызова. Сейчас такие SIM‑карты установлены более чем в 10  000 наших узлах учета, и я уверен, что у телематических услуг операторов сотовой связи большое будущее.

Наши объекты стандартно оборудуются по одной из двух схем — для подключения к беспроводной или к проводной сети. В большинстве случаев мы используем автономные (а не интегрированные с датчиками) передающие устройства с возможностью агрегации данных: к одному устройству можно подключить несколько датчиков. Это рентабельное решение, ведь если датчик выходит из строя, достаточно заменить только его, не трогая остальное оборудование. Связь между датчиками и устройствами передачи данных, как правило, осуществляется по протоколу RS-485.

Комплексные решения, примененные в АСКУПЭ как на уровне сбора данных, так и на прикладном уровне, позволили нам обеспечить надежную работу системы.

На пути к «умному городу»

Итак, мы решаем с помощью АСКУПЭ широкий спектр задач, относящихся к расчетам с потребителями. Система обеспечивает наши внутренние потребности в информации и способна предоставлять данные по запросам внешних организаций. Мы планируем в скором времени подключить к нашему порталу www.ascupe.ru все заинтересованные организации, прежде всего управляющие компании, которые отвечают за расчеты с потребителями. Используя данные, почерпнутые из нашей системы, эти компании смогут повысить качество своих услуг.

АСКУПЭ интегрируется со многими информационными ресурсами Москвы и, как планируется, будет интегрирована со всеми общегородскими автоматизированными системами — и уже внедренными, и теми, которые находятся в процессе внедрения. В их числе — система индивидуального учета энергоресурсов, АСУ ЕИРЦ, автоматизированные системы диспетчерского контроля и ряд других.

АСКУПЭ — часть целого комплекса используемых у нас автоматизированных систем, ее разработка велась в рамках Программы энергосбережения МОЭК, а эта программа, в свою очередь, входит составной частью в общегородскую целевую программу «Энергосбережение в городе Москве». Внедрение передовых технологий, позволяющих экономить энергию, имеет огромное значение в масштабах всей страны: по статистике, жилищный сектор занимает в Российской Федерации второе место по потреблению электроэнергии (после обрабатывающей промышленности), на долю зданий и сооружений приходится порядка трети всего конечного потребления энергии в России.

Повышенное внимание к вопросам экономии энергоресурсов отвечает новой концепции «умного города», получившей в последнее время широкое распространение в Европе и во всем мире. В рамках этой концепции город рассматривается уже не как место для человеческой деятельности, а скорее как среда обитания людей, которую необходимо сделать комфортной и дружественной для них. В качестве одного из важнейших инструментов, помогающих созданию нормального комфортного города, выступает экономия энергии, для чего просматриваются три возможных пути. Первые два — это передовые методы генерации и инновации в энергопотреблении, а третий — информатизация. Чем эффективнее мы сможем управлять производством, передачей и потреблением энергии, тем лучше будет и для нас, и для потребителей. Такова концепция создания энергоэффективной дружественной городской среды.