С 1 июля текущего года стало обязательным оснащение оборудованием ГЛОНАСС всего автотранспорта, включая легковой, занятого перевозкой пассажиров, а также опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Это решение было воспринято, скажем так, неоднозначно. Преобладает мнение, что поголовный переход на ГЛОНАСС ощутимо увеличит затраты компаний отрасли, но вряд ли улучшит ситуацию с безопасностью на транспорте. Вместе с тем есть и положительный опыт внедрения систем мониторинга транспорта, где их использование позволило решить целый комплекс проблем, в том числе из разряда застарелых.

Проблемы транспортной отрасли

Важнейшая из трудностей — безопасность перевозок. Другая смежная с ней проблема — это контроль соблюдения водителями правил дорожного движения, с чем тоже всегда были сложности, а по возможности еще и мониторинг стиля вождения, что является более тонкой проблемой. Ведь те же лихачи встречаются среди всех категорий во­дителей.

Для маршрутного транспорта важной задачей остается обеспечение работы по расписанию, причем традиционными способами решить ее трудно. Особенно если речь идет о не слишком выгодных маршрутах, например, с малым пассажиропотоком, со сложной транспортной ситуацией, с большой долей льготных категорий. При этом малейшие сбои вызывают «эффект домино», что может привести к серьезнейшим отрицательным последствиям.

Настоящим бичом крупных городов являются пробки. К тому же это часто еще и усугубляется другими факторами, такими как последствия ДТП, ремонтные работы, перекрытия движения и тому подобным. И тем не менее даже в этих условиях необходимо из точки A попасть в точку B.

Никуда не делись и «левые» рейсы. Даже более того, эта проблема кое‑где стоит еще острее, чем в советское время. Данную ситуацию связывают с тем, что в конце 1980‑х и в 1990‑е гг. на такое нарушение дисциплины часто смотрели сквозь пальцы, поскольку иначе на многих предприятиях просто невозможно было сохранить коллектив. Однако все проходит, и с наступлением нового времени встала задача выявлять и пресекать использование транспорта в личных целях. Сюда же можно отнести проблему несанкционированных свалок, многие из которых образовались потому, что водители спецтранспорта сваливают свой груз в неположенном месте. Также остается актуальной проблема банального хищения груза.

Сливы топлива — тоже острая проблема из числа застарелых, идущих из прежних времен. Для больших городов она не очень характерна, но кое‑где она чрезвычайно распространена и также является предметом головной боли для руководства предприятий. Но в любом случае ГСМ являются товарно-материальной ценностью, и организация их учета требует адекватного решения.

Не только спутниковые приемники

Спутниковый приемник GPS, ГЛОНАСС или GPS/ГЛОНАСС — хоть и важная, но далеко не единственная часть бортового модуля системы мониторинга транспорта. Бортовая система представляет собой полнофункциональный компьютер, оснащенный системой сопряжения с другими устройствами, в том числе с использованием беспроводных интерфейсов, интеллектуальной подсистемой связи стандарта GSM, использование которой позволяет выбирать наиболее выгодные тарифы для передачи данных в роуминге, а также подсистему питания с защитой от перегрузки сети. В качестве дополнительного оборудования, которым может комплектоваться система мониторинга, предлагаются всевозможные датчики: уровня топлива, температуры, контроля всяческого рода механизмов и агрегатов, дыма.

Не менее важным элементом системы мониторинга можно назвать и модуль диспетчерского управления. Серверный компонент объединяет серверы СУБД, ГИС и непосредственно систему мониторинга транспорта, собирающую информацию с бортовых модулей и передающую ее на рабочие места диспетчеров. При этом даже в базовой комплектации обеспечивается:

  • наблюдение за транспортными средствами с использованием геоинформационной системы (ГИС);
  • просмотр параметров движения любого наблюдаемого транспортного средства;
  • отображение маршрута движения;
  • контроль маршрута движения (включая создание, настройку, загрузку на автомобили);
  • контроль агрегатов и устройств автомобиля;
  • дистанционное управление агрегатами и механизмами транспортного средства, включая полное блокирование.

В качестве опциональных компонентов могут предлагаться средства мониторинга расхода уровня топлива, а также планирования движения с функцией контроля заказов и формирования документации.

У различных поставщиков также есть типовые решения, направленные для разных сегментов рынка — для таксомоторов, маршрутных такси, городских и междугородных автобусов, дорожной техники, спецтранспорта (например, мусоровозов, снегоуборочных машин) и еще целого ряда других типов автотранспорта. Различия между этими решениями обусловлены использованием разного набора бортового оборудования и ПО. Так, например, кареты скорой помощи оснащаются системами, позволяющими передавать в диспетчерский центр параметры состояния больного. Все больше проектов, где городские и междугородные автобусы оборудуются системами видеонаблюдения. Как правило, это происходит в рамках федеральной программы «Безопасный город». Также пасса­жирский транспорт оснащается системами экстренной связи.

Некоторые поставщики, в частности компания «Русские навигационные технологии», предлагают комплексные решения по автоматизации бизнеса автотранспортных предприятий, которые включают не только систему мониторинга транспорта, но и бизнес-ПО — учетное и логистическое, модули формирования типовой документации (путевых листов, различных отчетов). Наиболее функциональные решения можно отнести к классу полноценных ERP‑систем.

Как это делается

Как правило, внедрение систем мониторинга автотранспорта производится в несколько этапов. Все начинается с пилотной части, которая постепенно распространяется на все предприятие или группу предприятий на уровне региона. Так, например, при внедрении системы мониторинга на пассажирском автотранспорте города Тольятти на пилотном этапе ею было оснащено лишь 14 машин. После двух месяцев эксплуатации заказчик убедился, что внедрение принесло результат, и на следующем шаге было оснащено уже 210 автобусов. Затем будут оснащены еще 160 машин. И в последующем проект будет распространен на микроавтобусы частных перевозчиков.

С технической точки зрения никаких особых сложностей и препятствий нет. Все ведущие поставщики решений уже накопили немалый опыт. Кроме того, процесс внедрения упрощается, потому что существует большое количество типизированных решений, о которых уже было сказано выше. Однако препятствия все же имеют место, и главные из них связаны с возможным сопротивлением персонала. Иван Нечаев, исполнительный директор компании «Русские навигационные технологии», комментируя результаты проекта внедрения системы мониторинга муниципального транспорта в одном из крупных городов, подчеркнул: «Разумеется, необходимо, чтобы заказчик был твердо настроен на достижение намеченной цели. Ведь борьба с всесильным “человеческим фактором” неизбежно наталкивается на серьезные препятствия, связанные и с привычками к бесконтрольности, и с организованным противодействием со стороны тех, кто теряет нелегальный источник дохода».

Определенную трудность может вызвать и отсутствие самих карт, особенно в слабообжитых и слабо экономически освоенных районах. И на решение этой проблемы нужны время и ресурсы.

Ситуация после внедрения

Внедрение систем мониторинга позволяет решить практически все проблемы, обозначенные выше. Любые отклонения от маршрута, несвоевременный выход на линию, несоответствия между пробегом и расходом топлива, нарушения скоростного режима выявляются практически сразу, что самым положительным образом сказывается на дисциплине водителей. Такой эффект отмечают все без исключения из числа внедривших системы мониторинга. Средства навигации позволяют прокладывать маршруты в самой сложной дорожной обстановке, позволяя за максимально короткое время выполнить задачу, не расходуя зря топливо, стоя в заторе, а также повысить эффективность диспетчерского управления. Использование системы мониторинга транспорта позволило сократить время ожидания автомобиля для участников Санкт-Петербургского экономического форума 2010 г. до 3 минут, а в 2010 г. и до 2 минут. В Рязани внедрение системы мониторинга позволило практически сразу сократить время ожидания кареты скорой помощи на 10%. В Уфе с ее весьма сложной транспортной ситуацией внедрение аналогичной системы позволило сократить время ожидания скорой помощи до 10 минут. Также все эти меры позволили уменьшить расход ГСМ (в разных проектах назывались цифры от 15% до 35%, в зависимости от типа топлива), сократить простои и свести к абсолютному минимуму приписки пробега.

Также возможна интеграция систем мониторинга транспорта и учета. Это позволяет формировать отчеты о запланированных и фактических параметрах работы автопарка, эффективно планировать его работу с учетом данных прошлых периодов. В ряде проектов данные, получаемые из системы мониторинга, используются для формирования путевых листов и другой документации, что существенно сокращает трудозатраты на ее составление.

Однако все вышеперечисленное относится к крупным и средним предприятиям, где автопарк насчитывает как минимум несколько десятков единиц. Для индивидуального предпринимателя, а к таким относится 90% водителей такси, или небольшого предприятия, владеющего тремя-пятью автобусами, организация полноценной системы мониторинга — дело непосильное, да и не слишком нужное. Это обстоятельство часто используют противники мер, принимаемых органами власти для внедрения средств мониторинга транспорта. Однако и такие категории пользователей можно заинтересовать. Так, например, средства мониторинга активно используются в противоугонных системах последнего поколения, которые показали свою эффективность в обнаружении угнанного транспорта и выявлении злоумышленников. При этом использование ГЛОНАСС существенно повышает эффективность использования такого рода средств, поскольку средства на основе GPS и использующие технологии мобильной связи научились эффективно подавлять. Также системы мониторинга имеют функцию «тревожной кнопки» оповещения о чрезвычайной ситуации, что заметно сокращает время на вызов помощи.