Мир превращается в цифровую вселенную. Главный футуролог компании Cisco Дейв Эванс среди десятка технотрендов будущего десятилетия называет по крайней мере один, прямо связанный с электронным бизнесом: продолжающийся переход от физической реальности к виртуальной. Текст, изображения, видео, звук — все это можно скачать из сети. Нечто подобное будет происходить и с материальными объектами благодаря трехмерной печати: ведь со временем трехмерные принтеры будут в каждом доме. Кроме чисто потребительских прелестей этот подход скорее всего изменит промышленное проектирование и медицину.

На этом фоне прогнозы о том, что телевизионная реклама уже в ближашее десятилетие будет распознавать человеческие лица, определять возраст, пол, срок проживания в данной местности, а потом зрители будут получать уникальные личные рекламные сообщения, уже не кажутся слишком смелыми. Получится ли так на самом деле, мы еще имеем шанс узнать, а общие для электронного бизнеса подходы реализуются уже сегодня. Персонификация общения с клиентами, их «узнавание» разными способами, перенос действий «реальной жизни» в виртуальную реальность, в первую очередь платежей — все это уже происходит.

Эванс об этом не говорит, но мы замечаем, как диссонируют электронные сервисы с обстоятельствами реального быта. Казалось бы, уж если вводить в бизнес какую-то модернизацию, то хорошо, если улучшится основной параметр качества этого бизнеса. Но увы, так нельзя.

Возьмем такси. Что в нем главное? Видимо, скорость передвижения. Можно ли электронными средствами как-то на нее повлиять в Москве? Немножко можно с помощью навигаторов, но не всегда и не везде. Ну хорошо, тогда давайте хотя бы развлечем пассажира электронным способом. Это можно: ставим экран перед задним сиденьем, на нем маршрут и деловая телепрограмма. Давайте упростим оплату: пусть оплата карточкой будет не только быстрой и доступной, без поисков завалявшегося под сиденьем терминала, но и бесконтактной. Нюанс: на терминале есть функция «оставить чаевые». Данные таксометра сразу попадают в терминал оплаты и в учетную систему таксопарка. Это, безусловно, осмысленная автоматизация, если она не чрезмерно дорога для таксопарка. Работа водителя становится безопасней — ведь у него нет наличных. Все это уже есть в других странах, не нужно придумывать самим, достаточно хорошо скопировать.

Что и сделала компания Mediacab. Партнеры проекта — Visa (платежи), VeriFon (платежно-демон­страционный комплекс в машине), «Мегафон» (связь), банк «Русский Стандарт». Телепрограммы поставляет РБК. А главное — сами машины парка «Такси 991».

Само по себе решение интересное: навигация, платежи, контент — все электронное, серьезный программно-аппаратный комплекс, не говоря уже о стене согласований, разрешений и прочих сертификаций, которую пробили инициаторы проекта. Дает ли оно бизнес-преимущества парку? Темур Дочия, генеральный директор «Такси 991», вреда от сервиса не видит. Цена аренды, за которую парк платит Mediacab, невелика, пришлось, правда, снимать машины с линии для переоборудования и потратить значительное время на технологическую настройку.

Но парку было бы значительно лучше, если бы рынок такси-перевозок в городе был упорядочен, снято демпинговое давление неофициальных перевозчиков. Тогда парки действительно соревновались бы по сервису, возможно — электронному. Более того, г-н Дочия скорее всего был бы рад, если бы власти разрешили такси ездить по выделенным полосам, ведь такси — общественный транспорт.

А пока не разрешают, клиентам остается смотреть телевизор в машине. Правда, скоро решение получит новые функции: появятся ролики о досто­примечательностях, интегрированные с навигацией, и возможно, информация о ресторанах, магазинах, распложенных вдоль нитки маршрута. Так этот самый диссонанс и проявляется: возможности ИТ-решений для электронного бизнеса велики, но тормозятся инфраструктурными и другими системными проблемами. Как его преодолеть, пока не очень ясно, а такси — далеко не единственная сфера, где такой диссонанс заметен.