Мы оценивали стоимость владения партии из 100 компьютеров за весь срок их службы, который был определен нами в три года. Эта величина соответствует нормам Налогового кодекса РФ, а также ведомственным инструкциям, регламентирующим порядок постановки на баланс и списание офисного оборудования.

Собственно стоимость владения складывается из следующих факторов.

1. Стоимость приобретения – цена ноутбука с системным ПО, с учетом оптовых скидок и стоимости дополнительного гарантийного обслуживания, а также опций и аксессуаров, без которых эксплуатация компьютера затруднена.

2. Административные расходы – затраты на установку программного обеспечения, перенос данных и пользовательских настроек с компьютеров, подлежащих замене, затраты на технический персонал.

3. Гарантийное обслуживание – замена вышедших из строя или работающих с серьезными сбоями в период действия гарантии.

4. Затраты на техническоое обслуживание, не подпадающее под действие гарантийных обязательств – стоимость вышедших из строя комплектующих, подлежащих замене, а также затраты на ремонт, не связанный с заменой деталей и узлов. К этой же статье мы отнесли возможные расходы на модернизацию оборудования, а также ущерб от краж и утерь оборудования (только для портативных систем).

5. Доход от продажи – выручка от реализации снятых с эксплуатации компьютеров по истечение срока их эксплуатации (для моделей начального уровня не рассчитывалась).

При этом учитывались исключительно затраты, которые идентифицированы и требуют обращения в сервисную службу производителя. Ущерб от сбоев ПО, действий вредоносных программ (вирусы, троянцы, «черви», шпионское ПО), связанный с ошибками персонала, последствий стихийных бедствий, аварий коммунальных сетей, систем энергоснабжения, военных действий, пожаров и террористических актов в данном тестировании не учитывался, поскольку оценить данные риски с приемлемой точностью не представляется возможным.

1. Cтоимость приобретения Все расходы на приобретение рассчитывались нами исходя из рекомендуемых цен на оборудование, установленных производителем. Когда информация отсутствовала в открытом доступе, делался соответствующий запрос компании-производителю.

В общую стоимость владения компьютером не включалась цена поставляемого с ПК программного обеспечения, за исключением операционной системы и сервисных утилит. Мы предполагаем, что в качестве ОС на всех компьютерах будет использоваться Windows 7 Профессиональная.

2. Административные расходы При расчете административных расходов суммировались затраты на доставку оборудования, а также переведенные в денежную форму затраты времени на приемку, перенос пользовательских данных и настроек, установку прикладного ПО, а также интеграцию оборудования в локальную сеть. Затраты времени на прочие цели определялись по экспертной оценке сотрудников тестовой лаборатории «СК Пресс». В результате цифры (в расчете на один компьютер) выглядят следующим образом:

приемка – 1 час (0,5 часа при наличии средств удаленного управления и мониторинга);
установка прикладного ПО – 1 час;
перенос данных и их импорт в прикладные программы – 0,5 часа;
подключение к ЛВС – 0,25 часа.
Перевод в денежную форму производился исходя из стоимости нормочаса специалиста в 100 руб.
Затраты на технический персонал представляют собой заработную плату системных администраторов, обслуживающих компьютеры. Мы предполагаем, что один специалист на полной ставке будет обслуживать 50 ноутбуков. Средневзвешенный уровень заработной платы в целом по стране мы оцениваем в 17 тыс. руб, с учетом оплаты сверхурочного времени.

Число инцидентов, требующих обращения в сервис

Чтобы определить затраты в гарантийный и постгарантийный период, необходимо оценить количество инцидентов с ноутбуками при наиболее типовых сценариях использования: в первом случае ноутбук эксплуатируется аналогично настольному ПК, во втором активно используется в походных условиях. Число инцидентов, требующих обращения в сервис, мы определяли на основе опроса о реальном опыте эксплуатации ПК нижеприведенных марок. Мы усреднили опыт эксплуатации ПК около 100 системных администраторов, экспертов и ИТ-менеджеров российских компаний. Результаты приведены в таблице «Уровень отказов ноутбуков в зависимости от их класса».

Число инцидентов, требующих обращения в сервис, разделялось между гарантийным и постгарантийным периодами пропорционально установленному вендором сроку гарантии. При этом делалось допущение, что поломки будут происходить равномерно в течение всего срока эксплуатации.

Средняя стоимость разового обращения в сервисный центр

В методику расчета ТСО ПК мы включили такой показатель, как средняя стоимость разового обращения в сервисный центр.

Стоимость разового обращения в сервисный центр серьезным образом зависит от региона. Поэтому она рассчитывалась нами по всем субъектам Российской Федерации. Стоимость обращения в сервисный центр в конкретном субьекте федерации зависит от стоимости рабочего дня технического ИТ-специалиста в том или ином регионе и времени, которое необходимо потратить на отвоз и привоз ноутбука. При этом делалось допущение, что на замену вышедшего из строя будет предоставлен другой компьютер аналогичной конфигурации.

Базовая стоимость рабочего дня технического ИТ-специалиста в том или ином регион нами принята следующая: для Дальневосточного, Центрального, Уральского федеральных округов – 900 руб. (125 руб. в час), Северо-Западного и Сибирского – 800 (100 руб. в час), Поволжского, Северо-кавказского и Южного – 560 (71 руб. в час).

В свою очередь, время, которое необходимо потратить на отвоз и привоз ПК, зависит от степени покрытия сертифицированными сервисными центрами того или иного вендора конкретного региона. Самым хорошим случаем мы считали ситуацию, когда в субъекте РФ имеется сертифицированный сервисный центр. В этом случае на замену вышедшего из строя ноутбука через сервисный центр нами был выделен один рабочий день. Коэффициент (Bn), учитывающий разветвленность сервисных центров для того или иного вендора, призван учесть ситуацию, когда в субъекте РФ нет сертифицированного сервисного центра.

Если в субъекте РФ имеется сервисный центр, коэффициент Bn был равен 1. В случае полного отсутствия сервисных центров в каком-либо из субъектов РФ в Центральном, Северо-Западном (кроме Ненецкого АО), Южном и Поволжском округах коэффициент Bn составлял 2. То есть мы предполагали, что в этом случае сертифицированный сервисный центр гарантированно есть в соседнем субъекте федерации и затраты на доставку просто удваиваются. Для субъектов Сибирского и Уральского округов и Ненецкого АО коэффициент Bn составлял 4 (мы учитываем, что здесь расстояния очень большие и фактически процесс отвоза и привоза ПК занимает не один день, как в центральных областях, а 4). Для Дальневосточного АО коэффициент Bn составлял 7. Таким образом учитывались дополнительные затраты времени и материальных ресурсов на доставку оборудования в ближайший сервисный центр.

Средняя стоимость разового обращения в сервисный центр определялась как средневзвешенная величина, учитывающая количество предприятий и организаций в каждом из субъектов Российской Федерации. Для этого мы пользовались официальной статистикой РФ о зарегистрированных предприятиях. В итоге средняя стоимость разового обращения в сервисный центр определялась по следующей формуле:

V= Wn *Bn * Vb
где n – количество субъектов Российской Федерации,
Wn – весовой коэффициент региона, учитывающий долю предприятий, зарегистрированных в том или ином субъекте РФ в общем их числе в России, согласно официальной статистике,
Vb – базовая стоимость рабочего дня технического ИТ-специалиста в том или ином регионе,
Bn – коэффициент, учитывающий разветвленность сервисных центров для того или иного вендора.
Стоимость разового обращения в сервис была принята равной 700 руб.

3. Затраты на гарантийное обслуживание Стоимость ремонта и технического обслуживания представляют собой сумму расходов на комплектующие, затрат времени на их покупку и проведение самой работы. Затраты на обслуживание ноутбуков в период действия гарантии складываются из количества инцидентов с ПК в этот период и затрат на доставку проблемного ПК в сервис-центр и обратно. Расчет производился по формуле:

Sгарант = Iгарант * V + T * Z
где Sгарант – стоимость затрат в период действия гарантии,
Iгарант – число инцидентов, требующих обращения в сервис в период действия гарантии,
V – средняя стоимость разового обращения в сервисный центр,
T – затраты времени, необходимые на ввод в действие подменного ноутбука (определяется аналогично данной статье при определении административных расходов),
Z – стоимость нормочаса технического специалиста.

4. Затраты на постгарантийное обслуживание Стоимость ремонта представляет собой сумму расходов на комплектующие, затрат времени на их покупку и проведение самой работы на устранение неисправностей, признанных негарантийными. Таким образом, формула для расчета выглядит следующим образом:

Sпостгарант = Iпостгарант * (Vr + С)
где Sпостгарант – стоимость затрат в постгарантийный период,
Iпостгарант – число инцидентов, требующих обращения в сервис,
Vr – стоимость работ по ремонту ПК,
С – средняя стоимость заменяемого узла.

Затраты рассчитывалась исходя из стоимости нормочаса в 700 руб. без учета стоимости комплектующих. Стоимость комплектующих определялась как среднее арифметическое стоимости наиболее уязвимых частей ноутбука. При этом, если корпус металлический или композитный, что характерно для систем бизнес-класса, то стоимость деталей корпуса не учитывалась, а затраты на замену матриц снижались втрое. В случае применения средств защиты жестких дисков соответствующие затраты снижались вдвое. В итоге средняя стоимость ремонта для 15-дюймовой модели составила 1600 руб., 17-дюймовой начального уровня – 2000 руб., 17-дюймовой бизнес-класса – 2200 руб., 13-дюймовой – 2600 руб., 14-дюймовой – 3500 руб.

Также в стоимость постгарантийного обслуживания включались затраты на ремонт или замену аккумуляторных батарей. Учитывая, что срок службы наиболее распространенный в настоящее время литий-ионных аккумуляторов не превышает трех лет, а гарантийный срок обычно составляет 6, максимум 12 месяцев, то каждый ноутбук потребует по крайней мере одной замены или ремонта батарей. При этом 20% систем потребуют замены батарей дважды. Также была включена статья на приобретение систем взамен не подлежащих ремонту. Сюда же были включены расходы на приобретение систем, утраченных по иным причинам: в результате краж, утери багажа и т. д.

5. Доход от продажи Доход от продажи рассчитывался исходя из стоимости ноутбуков аналогичного класса тех же вендоров, произведенных три года назад. В том случае, если такая информация отсутствует, то она рассчитывалась по формуле

P = PP/k
где P – стоимость продажи,
PP – цена нового ноутбука,
k – коэффициент, значение которого составляло 10 для портативных моделей начального уровня, а также настольных систем бизнес-класса и 8 – для портативных систем бизнес-класса.

Как мы выбирали ноутбуки для тестирования

В оценке стоимости владения принимали участие двухшпиндельные системы, с объемом ОЗУ 2 Гбайта (4 Гбайта для моделей бизнес-класса), жестким диском емкостью не менее 250 Гбайт и приводом DVD±RW (для систем с диагональю 13 дюймов этот компонент не был обязательным).

Почему наш тест обезличен

Как можно заметить, наш нынешний тест не содержит указаний на конкретную модель ПК или ноутбука. Но каждый из объектов тестирования имеет конкретный прототип, и их нельзя считать «сферическими конями в вакууме».

Сделано это по той причине, что «самодеятельность» в отходе от референсного дизайна платформы (Intel, AMD) практически исчезла, по крайней мере у корпоративных ПК. А применительно к ноутбукам ситуацию усугубляет еще и то, что часто одна и та же модель от контрактного поставщика поставляется под марками разных компаний.

При этом конкурентная борьба привела к тому, что разница в стоимости систем идентичного уровня при прочих равных условиях свелась к уровню, близкому к статистической погрешности. В таких условиях проводить тестирование в целом одинаковых изделий просто не имело никакого смысла.

Выводы и оценки стоимости владения (ТСО) корпоративного ноутбука

Выводы и оценки стоимости владения (ТСО) портативных ноутбуков