Сколько бы ни рассказывали вендоры красивых историй о прелестях автоматизации ремонтов, в России под этим пока подразумевается в основном налаживание базового учета и планирования ремонтных работ. Два проекта настоящего номера (в «ГидроОГК» и ОГК­5) показывают, насколько продвинулись «передовики», ушедшие дальше прочих. Но для большинства остальных энергетических предприятий, как и для холдингов из других отраслей, автоматизация ремонтов находится на начальной стадии.

Не принципиально, на какой основе делается решение: используется ли модуль ERP­системы или же применяется специализированный пакет. В любом случае возникают общие для всех проблемы.

Описания и справочники

Встают методологические вопросы: как оборудование оптимально описать, категоризировать. Никакого планирования ремонтов в «тяжелых» системах вести нельзя, пока не будет описано все оборудование. В промышленности речь обычно идет о десятках тысяч единиц. На «Уральской стали», например, решили для начала не связываться с этой проблемой и в качестве «пилота» выбрали цеха с новыми установками, к которым есть электронная документация и паспорта, загружаемые прямо в ERP, но и это необходимости категоризации не снимает. Пока еще общепринятых методик нет, они только складываются. Любопытно, что стало больше узкоспециализированных ИТ­ и консалтинговых компаний, занимающихся этими вопросами, чего не было еще пару лет назад и что говорит о росте спроса на подобные проекты.

Более широкая методологическая задача — создание систем нормативно­справочной информации (НСИ). Она актуальна не только при автоматизации ТОиР (технического обслуживания и ремонтов), но в этих проектах — особенно. Те, кто внедряет ERP, рассчитывают (пока еще), что поскольку система у них будет одна, то и проблема решится сама собой, никакого раздробления не произойдет (так полагают в ТГК­10), один раз созданные справочники такими же едиными и останутся. Однако из практики других компаний мы видим, что при всем желании «одной ERP сыт не будешь», всех задач она не закроет все равно, систем так или иначе будет несколько, и задача управления справочниками и классификаторами возникнет. Примечателен в этом смысле опыт ОГК­5, где есть специальное подразделение, отвечающее за ведение справочников, и действует единый для предприятия механизм их пополнения. Опять же стали активно развиваться компании, способные наладить управление НСИ (НЦИТ «ИНТЕРТЕХ», например), значит, эта задача осознана как отдельная и требующая системного решения.

Прозрачность и кому она нужна

Более глобальные проблемы — организационные. Возникает ощущение, что автоматизация ТОиР хуже всякой ERP. Почему? Да потому, что в ремонтах много неопределенности, трудно проследить эффективность действий, во всяком случае сложнее, чем на складе или в производстве. Общение с подрядчиками труднее формализовать, и часто получается, что именно здесь или вообще «черная дыра», или как минимум «темный лес». Акты выполнения работ закрываются одним числом, в то время как в реальности работы выполняются намного позже. С ИТ­системой такие вещи не пройдут, ведь «отремонтированное» оборудование сразу окажется доступным для производственной загрузки, а официально смещать сроки ремонтов — сущее мученье. Другой вариант : один делает вид, что заказал ремонт, другой — что выполнил его или поставил запчасти. Автоматизация неминуемо высвечивает все то, что так искусно было скрыто и так красиво выглядело на бумаге. «Одно из наших подразделений стало всю свою работу по планированию и учету ремонтов вести в системе, а начальство из управляющей компании эти данные обнародовало на общей планерке. Директор филиала чуть не убил нас, кричал, что вообще всю эту программу снесет и не нужна она ему вовсе. Да, такой стриптиз получился…». Вот она, реальная прозрачность, но кому она нужна?

Поэтому и получается, что «персонал внедрение воспринимает положительно, но встречает его в штыки». Это дословная цитата из речи одного из специалистов, давно занимающегося автоматизацией ремонтов. Он не одинок, о саботаже, явном или скрытом, говорят практически все ИТ­менеджеры, рассказывая о своих проектах по автоматизации ремонтов. В ряде случаев попытки ИТ­отдела все же автоматизировать процесс приводили к тяжелым конфликтам вплоть до приказа, запрещающего использовать разработанное ПО.

В общем, надо ясно отдавать себе отчет в том, что автоматизация ремонтов неминуемо изменит сложившиеся процессы. Но, например, о ремонтах по состоянию речь пока не идет. Энергетики просто не имеют права на них переходить: они до сих пор подчиняются государственным нормам, отклонение от которых — подсудное дело. В металлургии и химии, в холдингах, принадлежащих частным лицам, ситуация проще, намерение переходить к ремонтам по состоянию более реально, но и здесь — только в отдаленной перспективе, несмотря на соблазн сэкономить. Каждый шаг в сторону от принятых еще в советское время норм — личная ответственность инженеров «в случае чего». И пока нет надежной статистики, рисковать никто не собирается.

Интеграция внутренняя и внешняя

Так как бульшая часть проектов еще только разворачивается, говорить об интеграции с другими системами явно преждевременно, в том числе и с АСУТП. Этого всем хотелось бы, но даже в среднесрочной перспективе такая задача в большинстве компаний не стоит. Известно лишь о намерении Саяно­Шушенской ГЭС провести подобный интеграционный проект. Только по ходу модернизации основного производственного оборудования ситуация будет меняться.

Использование ИТ при организации ремонтов инициирует решение задачи, которая при внедрении других систем отходит на второй план: общение с поставщиками услуг на уровне ИТ­систем. Как только в организации ремонтов внутри наводится порядок, возникает желание «упорядочить» и поставщиков, тем более что без этого изменить ситуацию в области учета не удается. При этом важный вопрос — чьи ремонтники реально обслуживают предприятие. Во многих холдингах их вывели в отдельные юридические лица, что существенно для планирования. На «Уральской стали», например, собственными ремонт­ными цехами выполняется 70% работ, и их производст­венная программа непосредственно формируется на основании плана ремонтов, создаваемого в ERP­системе. А внешним подрядчикам дается доступ к необходимым им данным. Таким образом начинают складываться своеобразные связи на уровне систем, которые пока почти отсутствуют при других взаимодействиях компаний.