В мире

Рынок презентационного оборудования до сих пор у многих вызывает ностальгию по былым временам, когда годовые темпы роста измерялись двузначными числами: например, в 2002—2004 годах реализация могла увеличиваться не просто на проценты, а даже в разы. Сейчас рост продаж проекторов, ЖК- и плазменных панелей несколько снизился, но все равно составляет весьма внушительные величины.

Аналитики связывают эту ситуацию прежде всего с бумом домашних кинотеатров и взрывным ростом потребительского рынка. А корпоративные закупки хоть и увеличиваются, но более скромными темпами.

Так, например, по данным DigiTimes, в прошлом году спрос на потребительские модели проекторов вырос на 66%, в то время как на офисные — лишь на 43%. По прогнозу на текущий год разрыв в разнице станет уже двукратным: соответственно 30 и 15%. Так что нет ничего удивительного в том, что на рынке появляются проекторы со встроенными проигрывателями, которые пользуются довольно высоким спросом.

Всего же в 2005-м было продано 4,56 млн. проекторов, что на 36% больше, чем в 2004-м. В денежном выражении это составит 6,6 млрд. долл, что на 19% превышает показатели 2004 года. В нынешнем году рост в денежном выражении должен составить 6,8%.
Еще сильнее перекос в сторону потребительского рынка выражен в сегментах ЖК- и плазменных панелей. Продажи так называемых «публичных дисплеев» — панелей большого размера без телетюнера, предназначенных для установки в общественных местах, — составили, по данным DisplaySearch, 400 тыс. штук, что на 36% больше, чем годом ранее. К 2009 году, согласно прогнозам, емкость этого рынка вырастет до 1,8 млн. штук. Однако продажи «публичных дисплеев» в количественном выражении лишь вдвое превысили реализацию ЖК- и плазменных телевизоров на одном только Тайване (220 тыс. штук). Всего же в мире продажи ЖК-телевизоров составили 21,2 млн. штук, что на 20% превысило показатель 2004 года. Плазменных телевизоров было продано меньше — 1,7 млн. штук, зато прирост составил 53%. Повышению спроса способствовала значительная ценовая эрозия. Так, например, за 2005 год 42-дюймовая панель с поддержкой HDTV упала в цене на 37%, а стоимость ЖК-панели того же размера, HDTV Ready, снизилась почти на четверть.

Рис. 1. Доли основных производителей
ЖК-панелей большого формата по итогам
IV квартала 2005 года, в количественном выражении

Общая расстановка сил на рынках ЖК- и плазменных панелей приведена на рис. 1 и 2. Надо отметить, что ситуация тут весьма драматичная, особенно среди производителей ЖК-панелей: позиции сразу нескольких компаний различаются между собой на какие-то доли процента, и любой сбой может привести к потере лидерства.

Рис. 2. Доли основных производителей плазменных панелей большого формата
по итогам IV квартала 2005 года,
в количественном выражении

Но в секторе публичных дисплеев ситуация несколько иная. Это связано прежде всего с тем, что концентрация рынка в данном сегменте выражена намного сильнее. Две его трети здесь контролируют NEC и Samsung с приблизительно равными долями. При этом позиции NEC сильнее в США и Японии, а Samsung — в регионе EMEA и Азии (кроме, естественно, Японии).

 

В России

Объем российского рынка проекторов различные аналитические агентства оценивают по-разному. Так, например, ITResearch полагает, что было продано более 61 тыс. проекторов, а DTC Worldwide — что 52,7 тыс. устройств. Впрочем, столь большое расхождение связано с различием в методиках подсчета. А в 2005 году продолжались масштабные поставки в рамках программы «Дети России», в подсчете же поставок по тендерам агентства применяют очень разные подходы.

Российский рынок проекторов продолжил рост. По данным ITResearch, объем продаж в количественном выражении увеличился на 27%, а если брать только регулярные поставки, то на 65%. Оценки роста у DTC несколько ниже, они составляют 24%.

Важно, что рост был не только количественным, но и качественным. Так, сравнялись доли LCD- и DLP-аппаратов. Впервые за весь период наблюдения продажи XGA-устройств превысили реализацию дешевых SVGA-проекторов. Впрочем, отставание от развитых рынков все же сохраняется. Те же тенденции в Северной Америке и Европе наблюдались два года назад.

Однако по доле широкоэкранных устройств Россия существенно отстает от соседей. Если в регионе EMEA в целом эта доля, по данным DTC, составила 18%, то в России — лишь около 10% (по информации ITResearch). Однако на конец I полугодия она повышалась до 14%.

Скорее всего данное положение связано с тем, что большую часть проекторов закупают для целей бизнеса, в то время как широкоэкранные аппараты более привлекательны в потребительском сегменте рынка. А потребительский сегмент хоть и рос быстрее рынка в целом, но проекторы так и не стали массовым товаром. И это несмотря на продвижение продукции в розничные сети.

Рис. Доли основных производителей
в общем объеме продаж мультимедийных проекторов по итогам 2005 года

 

Расстановка сил на рынке проекторов по версии DTC приведена на рис. По версии ITResearch к списку лидеров необходимо также добавить Acer, InFocus и NEC. Кроме того, долю Panasonic российские аналитики оценивают выше, а долю Epson — ниже, чем эксперты из DTC.

Однако только проекторами рынок презентационного оборудования не ограничивается. И в этих сегментах и темпы роста, и объемы продаж еще более высоки, чем в сегменте проекторов.

Даже плазменные панели оказались более массовым товаром, чем проекторы. По данным ITResearch, в 2005 году их было продано свыше 160 тыс. штук, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Однако более 60% пока составляют младшие модели с разрешением 852Ч480. Кроме того, три четверти рынка плазменных панелей занимают устройства с телетюнером.

Крупнейшим поставщиком оказалась компания Philips. В тройку лидеров входят также Panasonic и Samsung. Среди других крупных поставщиков следует назвать Hitachi, LG, Sony и Pioneer.

А LCD-панелей, по данным ITResearch, в 2005 году было продано 610 тыс. штук, что в 3,5 раза больше, чем годом ранее. Однако по большей части столь высокий рост обусловлен значительным спросом на ЖК-телевизоры с диагональю 20 дюймов и менее. На них приходится 70% всего рынка. К тому же рост спроса активно подстегивала существенная ценовая эрозия. Так, средняя стоимость ЖК-телевизора снизилась до 1100 долл.

Основными поставщиками являются Philips, Samsung и Sharp, на долю которых приходится 60% рынка ЖК-панелей. Помимо них в пятерку лидеров входят LG и Sony.

Столь же значительными темпами росли продажи видеостен и видеокубов. Надо отметить, что производство видеокубов начинает разворачиваться и в России. Это обусловлено особенностями сертификации оборудования, предназначенного для нужд обороны, органов правопорядка и спеслужб, где активно создаются ситуационные центры.