Евгений Евдокименко,
аналитик компании «Информэкспертиза»,
eugen_e@infoexp.ru

Решения для организации мобильного офиса рекламируются и предлагаются в России уже более 10 лет — фактически со времени появления первых сотовых сетей. Но до сих пор они являются малоактуальными, а рынок для них — чрезвычайно узким. Для этого есть уйма причин, начиная с того, что в нашей стране принято работать в офисе (учреждении).

Менталитет организации труда в России очень медленно воспринимает такое понятие, как надомный или мобильный работник. Мало того, что владельцы и руководители предприятий предпочитают видеть своих сотрудников на закрепленных за ними рабочих местах, большинство из них до сих пор не видят экономической выгоды в том, чтобы оплачивать расходы сотрудников на удаленный и тем более мобильный доступ в Интернет, а также на приобретение оборудования мобильного офиса — ноутбука и средств доступа в сети сотовой связи и Wi-Fi. Отчасти их можно понять: стоимость техники для фиксированного и мобильного офиса различается в два-три раза, а различие цен на услуги по передаче данных в фиксированных и мобильных сетях может быть десятикратным и более.

Тем не менее ситуация медленно, но верно меняется. В меньшей степени это касается психологии руководителей, в основном изменилась стоимость оборудования для мобильного офиса и зримо расширилась возможность мобильного подключения к телекоммуникационным сетям. Сегодня мобильный телефон с поддержкой GPRS и даже EDGE можно купить дешевле, чем шесть лет назад простейшую сотовую трубку, не имевшую даже встроенных часов, не говоря уже о стандартном наборе функций современной «мобилы». Еще кардинальнее изменилась стоимость абонентского оборудования Wi-Fi. На переломе веков средство подключения к беспроводной сети Wi-Fi стоило как минимум несколько сотен долларов. Сегодня его можно получить условно бесплатно в составе новенького ноутбука.
Наконец, в этом году резко подешевели сами портативные компьютеры. Еще каких-то три года назад ноутбуки с поддержкой Wi-Fi стоили больше $2000. Сейчас значительно более мощный переносной компьютер, по крайней мере в Москве, практически все магазины электронной техники предлагают по цене от 20 тыс. руб. Конечно, ноутбук за такую цену весит не менее 3 кг (здесь и далее без учета зарядного устройства) и тяжеловат для переносного офиса, но при наличии собственного или служебного автомобиля это пустяк. За $1500 — $1600 сейчас можно приобрести самые последние модели переносных компьютеров (двухъядерный процессор, встроенная графическая карта, поддержка Wi-Fi стандартов 802.11a/b/g, Bluetooth, IP-телефонной связи и т. д.) весом менее 2,5 кг. Это уже терпимо и для носимого офиса.

Возможностей много

Может быть, не так, как хотелось, но изменилась и доступность мобильного сервиса. Практически во всей зоне покрытия сетей большой сотовой тройки, а также на значительной территории работы других GSM-операторов можно воспользоваться сервисом GPRS. Большая тройка активно внедряет более скоростной протокол EDGE, и в деловых центрах крупных российских городов мобильный прием данных из Интернета уже возможен на средних скоростях 60 — 70 кбит/с, а иногда и до 120 кбит/с. Растет и покрытие сети CDMA2000 1x («Скай Линк»): средняя скорость передачи данных 60 — 70 кбит/с, а в пиках — до 153 кбит/с. Услугами «Скай Линка» можно воспользоваться в 21 регионе РФ, а в трех из них (Москве, Петербурге и Екатеринбурге) оператор уже запустил в коммерческую эксплуатацию сети 3G (стандарт CDMA2000 1xEV-DO), позволяющие предоставить мобильному офису средние скорости передачи в 600 — 700 кбит/с. С учетом опытно-коммерческой эксплуатации сетями 3G «Скай Линка» охвачено около 10 городов.

Меняется отношение отечественных операторов и к Wi-Fi. Они не только сами развертывают все новые зоны беспроводного доступа, но и стимулируют к этому владельцев бойких мест (хотспотов) — ресторанов, кафе, развлекательных и деловых центров. Конечно, в России еще очень мало зон Wi-Fi — менее тысячи, но уже более чем в полусотне городов вполне можно найти место для временного развертывания мобильного офиса и выхода в Интернет на скорости не менее 128 кбит/с (как правило, не менее 400 кбит/с). В Москве и Петербурге это вообще не составляет никакой проблемы, если предварительно справиться о наличии хотспота в требуемом районе в одном из каталогов (например, на сайте «Яндекс» или РБК). Так, в базе данных РБК по Москве числится 318 зон Wi-Fi, а по Петрбургу — 103.

Следует отметить, что в России зонами Wi-Fi слабо охвачены аэропорты. В экономически развитых странах аэропорты занимают первое место по проникновению хотспотов. У нас хотспоты существуют только в девяти воздушных воротах: «Домодедово», «Шереметьево» (оба Москва), «Пулково I» и «Пулково II» (оба Петербург), «Толмачево» (Новосибирск), а также в Краснодаре, Самаре, Барнауле и Кемерове.

Следует ожидать, что в ближайшие полтора года количество мест беспроводного доступа значительно увеличится и преодолеет тысячную отметку. Главную роль в этом должны сыграть компании АФК «Система» (МТС и «Комстар) и «Голден Телеком». Последняя развивает в области Wi-Fi не только направление хотспотов, но и так называемых ячеистых сетей. По данным оператора, он уже развернул в Москве 3000 тыс. точек доступа Wi-Fi и в ближайшее время собирается добавить к ним еще 2000. Эти точки доступа обеспечат сплошное покрытие целых районов столицы, благодаря чему доступ в Интернет можно будет получить не только в кафе, гостинице или развлекательном центре, но и в квартире, близлежащем парке или просто на автомобильной стоянке. Пока развернутые точки доступа работают в тестовом режиме (т. е. без гарантии получения доступа в нужное время) — у оператора не решена проблема с частотами в диапазоне 5,8 ГГц, в котором эти устройства связываются между собой в сеть.

Главные проблемы мобильного офиса

Хотя, как упоминалось, актуальность организации мобильного офиса остается в России относительно низкой, популярность не ограниченного проводами доступа в Интернет постепенно растет. По последним данным исследовательской компании Romir Monitoring, до 19% российских пользователей Интернета прибегают к мобильному доступу с помощью сотового телефона или технологии Wi-Fi. В связи с происходящим снижением цен на средства доступа этот процент мог бы быть заметно выше. Однако рост количества пользователей вообще и мобильных офисов в частности сильно тормозится дороговизной услуг операторов и отсутствием такой необходимой для популярности данной услуги функции, как роуминг.

Цены на GPRS/EDGE/CDMA-доступ уже несколько лет практически стоят на месте и составляют в среднем 25 центов за 1 Мбайт. Это резко контрастирует с ценами на фиксированный широкополосный доступ, отвращая потенциальных пользователей от «мобилизации».
Платный Wi-Fi-доступ тоже слишком дорог (бесплатных общедоступных зон Wi-Fi в России не наберется и трех сотен). В Москве его стоимость может превышать $5 в час (при этом часто накладываются дополнительные ограничения на объем трафика), а в регионах средняя стоимость мегабайта составляет около 3 руб. В стране полностью отсутствуют безлимитные тарифы на мобильную передачу данных, что также не добавляет привлекательности этой услуге.

Наконец, в России нет роуминга между сетями разных операторов, что дополнительно удорожает, а главное, не повышает удобства мобильного доступа. Некоторые провайдеры предоставляют роуминг в хотспотах зарубежных операторов, но при этом назначают просто запредельные цены. Так, «Вымпелком» за каждую минуту работы в Интернете в международном роуминге требует 26 центов, что абсолютно не пропагандирует этот вид связи.

Компания «Скай Линк» на страницах своих Web-сайтов откровенно пишет, что ее полномасштабный сервис «Мобильный офис» предназначен прежде всего для крупных руководителей, топ-менеджеров и бизнесменов VIP-класса. Однако слишком мал слой таких пользователей Интернета, поэтому и мобильный офис у нас большая редкость.