Предприятия финансового сектора всегда были в авангарде автоматизации и позиций своих не теряют. Страховые компании и другие небанковские финансовые институты пока еще уступают банкам, но наращивают свои ИТ-системы пропорционально росту бизнеса. В применении информационных технологий в финансовой сфере заметно несколько явных направлений развития и проблем.

Первая проблема — очень высокая зависимость от государственного регулирования. Складывается впечатление, что в определенные периоды ИТ-службы банков полностью заняты приведением своих систем в состояние, соответствующее очередным нормативным актам. Оно бы и ничего, но очень уж часто. И слишком неопределенно: закон есть, а конкретных требований, стандартов, форматов нет. Причем ситуация повторяется раз за разом и никакого прогресса в организации процесса не наблюдается.

Прозорливые люди полагают, что иначе и быть не может при существующей системе управления, оборота информации в ней и уровне организации бизнес-процессов. На стабилизацию и определенность никто не рассчитывает, все привыкли. Приоритеты модернизации ИТ-систем расставляются сообразно тому, за что точно и сразу отнимут лицензию, а те требования, которые с лицензированием напрямую не связаны (выполнение закона о персональных данных, например), можно и совсем не выполнять, во всяком случае пока.

Второе направление развития лежит в области инфраструктуры. Здесь все стало значительно ясней: ее надо централизовать. По возможности, конечно, но такая необходимость явно нарастает. Недавно законченный проект консолидации систем обработки платежной информации в ЦБ (мы напишем о нем в одном из ближайших номеров. — Прим. ред.) продемонстрировал эффективность подхода при большом масштабе, когда резко снижается число приложений, серверов и затрат на их поддержку. По мере достижения определенного уровня зрелости и масштаба ИТ-систем путем централизации идут и другие компании. С этим связаны и организационные вопросы: централизованное управление ИТ в территориально-распределенных структурах, стандартизация оборудования, особенно у конечных пользователей, стандартизация сервисов, заключение внутренних SLA с бизнесом. Было бы смешно утверждать, что все банки поголовно бросились строить датацентры и налаживать работу ИТ-службы по прин­ципам ITIL, но ситуация постепенно развивается именно в эту сторону.

Третье направление — рост потребности в гибкой интеграции приложений. «Мы должны быстро выводить на рынок новые продукты» — вот самая популярная «мантра года». Стремительный рост потребительского кредитования, общий поворот от корпоративного банкинга к работе с частными лицами, возросшая и весьма наглядная конкуренция поставили перед банковскими ИТ-службами совершенно новые и по масштабу, и по сложности задачи.

Внедрение интеграционных плат­форм, в других сферах экономики представленное единичными случаями, для банков становится делом первостепенной важности. Только «открытых» проектов, основанных на принципах сервисно-ориентированной архитектуры, в банковском секторе уже больше дюжины, и хотя бы небольшая часть задуманного находится в стадии промышленной эксплуатации. Причем хитроумные ИТ-менеджеры даже не пытаются получить потребные для этого значительные средства как необходимые для ИТ. Нет, интеграция — ни в коем случае не ИТ-проект, единодушно повторяют они. Это, конечно, бизнес-проект, так его и надо подавать начальству.

Более того, без интеграционной платформы жизнеспособность всех ИТ-систем банка оказывается под угрозой неминуемой катастрофы. «Без платформы скоро вообще всё упадет» — действенность этого невинного шантажа прекрасно демонстрирует высокую степень зависимости бизнеса в финансовом секторе от ИТ. Все понимают, что переход к сервисно-ориентированной архитектуре повышает требования к надежности систем. Отказ ESB может «поставить банк на колени», в результате чего резко растут требования к качеству разработки и тестирования. Но SOA действительно дает гибкость, со временем (примерно через год) вы сможете существенно быстрее подключать каждый новый пакет, каждый новый сервис, а запараллеливание работ позволяет быстрей и четче вести проекты (читайте в номере статью «Распараллельте это. Опыт ведения SOA-проекта»).

Наконец, еще одно «поветрие», и очень серьезное: внедрение банковских и страховых систем иностранного производства. Оно началось не в 2007 году, а раньше, но процесс набирает силу. Первые плоды его уже известны, во всяком случае в узких кругах складывается несколько мнений. Одно состоит в том, что это блажь, которая не может повысить операционную эффективность, а полностью направлена на рост капитализации. Второе мнение полностью опровергает первое: на капитализацию даже удачное внедрение ИТ-систем скорее всего не влияет, а неудачное явно повлияет отрицательно.

Третья точка зрения более прагматична: проблема в масштабе. Российские пакеты просто не были рассчитаны на тот объем бизнеса, который уже сейчас есть у кредитных организаций, работающих с частными лицами, а ведь они продолжают быстро расти. «Возможно, в новых версиях “Диасофта” и “ЦФТ” устранены проблемы с масштабированием, но все равно неясно, как это действует, нет подтверждений работоспособности таких систем. В то время как для западного ПО подобных свидетельств сколько угодно. У этих систем есть большие проблемы с интеграцией в наш учет, но они доказали, что могут работать с большими объемами. Да, они требуют “тяжелой” техники, но они масштабируемы» — таково мнение ИТ-директора крупного банка, переходящего на ПО иностранного производства.

Но есть и другая сторона этого процесса: некоторые банкиры судятся с производителями ПО, так как проекты оказались полностью провальными. В промышленности подобных примеров нет. Неясно только, почему: то ли потому, что западные ERP-системы лучше годятся для российских производств, чем индийские АБС для наших банков, то ли потому, что банкиры просто юридически грамотней…

Так или иначе, теми средствами или иными, но автоматизируется все больше бизнес-процессов финансовых организаций, в том числе взаимодействие с клиентами, документооборот и связанные с ними задачи ввода большого количества документов и форм. Но чем дальше, тем очевиднее, что во главу угла должно быть поставлено качество процессов. Их описание, стандартизация, а со временем и оптимизация становятся самыми актуальными задачами. Причем в большинстве случаев задачами ИТ.