Никого не надо убеждать в том, что закупки и кризис — две вещи малосовместимые, если не сказать вообще несовместимые. Прежде всего — вследствие того, что бюджеты уреза­ются. При этом последствия урезания усугубляются девальва­цией рубля и хаотическими изменениями курса основных валют. А практически всё ИТ-оборудование и бóльшая часть ПО импортируется. Кроме того, в последнее время раздается все больше жалоб на то, что очень многих видов оборудования просто нет в на­личии, так как дистрибьюторы перестраховались и не заказали его в необходимом количестве.

На это накладываются некоторые российские особенности. Так, у нас практически отсутствует вторичный рынок, в то время как на Западе и зарубежном Дальнем Востоке он хорошо развит и популярен. Особенно в периоды кризи­са, потому что в это время мало того, что цены существенно снижаются, так еще и поступает масса почти новой техники из обанкротившихся компаний или закупленной под проекты, которые оказались заморо­женными. У нас же вопрос продажи ненужного в данный момент имущества проработан из рук вон плохо.

Меняем политику закупок

В любые сложные времена, не обязательно кризисные, вопрос о смене политики закупок и оптимизации затрат возникает с неизбежностью. При этом совсем не обязательно держать службы на голодном пайке, очень много может дать изменение подходов к приобретению оборудования. И эти меры хорошо известны.

Ценовое давление на поставщиков. Очевидный путь снижения затрат — давление на текущих поставщиков или поиск новых, предлагающих более низкие цены. К сожалению, никто из поставщиков ИТ-оборудования официально не объявил о скидках на свою продукцию. Несмотря на то, что снижение цен в условиях кризиса является естественной и общепринятой мерой, для нашей рубрики «Антикризисные предложения поставщиков» на сайте iemag.ru мы не смогли собрать ни одного серьезного предложения по скидкам от поставщиков ИТ-оборудования. При этом в частных разговорах практически все, с кем мы говорили (а это были такие ИТ-гранды, как IBM, HP и т. д), подтверждали фактическую возможность скидок. Но не официальных, а в стиле «приходите, договоримся». И хотя отсутствие публичности — явный признак желания «замутить воду», важен сам факт: скидки есть. При этом нужно учитывать, что размер поставщика имеет значение: у слишком маленького может просто не оказаться необходимых товарных позиций в нужном количе­стве, а со слишком крупным трудно будет договариваться.

Полезно также вести мониторинг рынка на предмет сбросов склада со стороны дистрибьюторов или крупных продавцов. Хотя в этом случае на полную но­менклатуру рассчитывать нельзя. Серверы, системы хранения, сетевое оборудование искать на таких распродажах бесполезно, а вот мониторы, комплектующие для ПК и персональные принтеры — вполне ре­ально.

Централизация закупок. Очень распространенным и часто рекомендуемым подходом, позволяющим снизить расходы, является центра­лизация закупок. И действительно, в крупных компаниях отдельные подразделения нередко имели свои бюджеты и закупали ИТ-оборудование, что приводило ко всяческого рода издержкам. Сейчас самое время все закупки быстро и жестко централизовать.

Более сложный вопрос связан с закупками оборудования, напрямую не отно­сящегося к ИТ. Это, в частности, контрольно‑кассовые системы в розничной торговле, комплексы АСУТП на производстве, целый ряд систем связи. Вне сферы компетенции ИТ‑службы зачастую находится и всё, что относится к оргтехнике. Без взаимодействия со службами, закупающими это оборудование, может возникать масса издержек и проблем из‑за несовместимости разной техники и ПО. Чтобы не допускать их, нужны единые стандарты, в рамках которых и должны производиться закупки.

Стандартизация и «кризисные» стандарты. Еще до кризиса наметилась явная тенденция к стандартизации и платформенному подходу, что, в свою очередь, означает использование типовых систем и комплектующих и отказ от всякого рода проприетарного оборудования. В ходе нашего исследования «Практика использования ИТ в условиях кризиса» (октябрь 2008 года) опрошенные ИТ-директора (212 человек) назвали стандартизацию самой приоритетной мерой по снижению эксплуатационных затрат (оценка 3,9 по 5‑балльной шкале).

Однако заметим, что стандартизация не является быстрой и дешевой мерой. Скорее это мера стратегическая, нежели тактическая. Возможно, именно поэтому в кризис её значимость упала. И здесь важно отметить, что нередко более быстрый (тактический) эффект сегодня может принести дестандартизация или, скорее, полистандартизация.

Многие ИТ-директора и в прежнее время подбирали для каждого участка свое решение, отказываясь от установки продукции того или иного вендора в качестве корпоративного стандарта. Выбор оборудования про­ходит сообразно решаемым задачам, стоимости приобретения и эксплуатации, а также возможности поддер­живать его собственными силами. И несмотря на то, что в компании возникает «зоопарк», всё находится на своем месте. Очень многих закупать оборудование разных марок вынуждали проблемы, связанные с территориальной распределенностью. Ведь далеко не везде есть сервисные центры всех представленных на рынке вендоров.

В результате, как отметил, например, Александр Артюхов, исполнительный директор Дирекции информационных технологий торгового дома «Копейка», интервью с которым опубликовано в настоящем номере, отказ от неформального стандарта — моновендорности — и проведение закупок по результатам коммерческого конкурса, организованного по всем правилам, позволил, в частности, почти втрое снизить затраты на приобретение и обслуживание ПК. Сейчас ситуация несколько изменилась и разница не будет столь большой, но все равно снижение может составить де­сятки процентов.

При этом уход от моновендорности не отменяет задачу выработки корпоративных стандартов. Но в сегодняшних условиях хороший эффект может принести ослабление стандартов действующих и выработка временных, на кризисный период.

Конкурсная процедура. Еще одним средством, призванным снизить расходы, является проведение коммерческих конкурсов по всем правилам, без явных предпочтений и скрытых преференций. Выше уже приводился пример, как применение этого инструмента позволило в несколько раз снизить затраты на приобретение необходимого оборудования. Однако данное средство, пожалуй, наиболее проблемно. Прежде всего конкурсная процедура требует тщательной юридической проработки, для чего необходимы услу­ги специалистов, которые вряд ли будут дешевы. К тому же она занимает немало времени, которое тоже да­леко не всегда есть.

Покупая, экономить

Очень часто можно слышать от ИТ-вендоров, что некое их новое решение позволит тому, кто его купит и вне­дрит, сэкономить средства. Как правило, за этим скрывается обычный маркетинг. Или по крайней мере эконо­мия будет достигнута в отдаленной перспективе, а значит, на внедрение такого решения вряд ли пойдет биз­нес-руководство.

Вместе с тем целый ряд мер хорошо работает и в наших условиях. Внедрение средств виртуализации и консо­лидации серверов, технологий дедупликации для систем хранения данных, терминальных решений для «про­дления жизни» устаревших настольных систем позволяет намного эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы, а значит, отложить на какое‑то время модернизацию оборудования.

Конечно, для этого могут потребоваться некоторые вложения, но они могут быть относительно небольшими. Если же говорить о затратах на внедрение средств виртуализации, то они и вовсе будут близки к нулю, поскольку целый ряд гипервизоров являются бесплатными, а их возможностей вполне достаточно для нужд среднего российского предприятия. А применение систем виртуализации более высокого класса позволяет снизить затраты на администрирование за счет весьма развитых средств автоматизации, что также может ока­заться оправданным, особенно если виртуальных серверов много. Купить программные средства резервного копирования с поддержкой технологий дедупликации, конечно, придет­ся, но стоимость лицензий будет существенно ниже цены нового дискового массива, не говоря уже о полной модернизации системы.

Кроме того, значительный эффект может дать внедрение средств мониторинга печати. Ни для кого не секрет, что со­трудники очень часто используют принтеры и МФУ в личных целях, причем в немалых объемах. Как показывают результаты исследования, проведенного компанией Oki Printing Solutions, в мире в це­лом эта доля составляет 7%, а на предприятиях сектора SMB достигает 15%. У нас же этот показатель ещё выше — по некоторым оценкам, до трети всех документов печатается в неслужебных целях. Естественно, всё это выли­вается в весьма круглую сумму, особенно если речь идет о полноцветном устройстве. И экономия на каждой странице составляет более рубля при мо­нохромной пе­чати и как минимум два рубля при цветной.

ЖК вместо ЭЛТ

Хорошим примером того, как модернизация оборудования способствует снижению затрат, является замена ЭЛТ-мониторов на ЖК-дисплеи. Известно, что последние экономят место и потребляют меньше электроэнергии. Средняя стоимость одного квадратного метра офисных помещений в Москве составляет 10 тыс. руб. в год. Стои­мость электроэнергии для предприятий и организаций — 3  руб. 60  коп. за один киловатт-час. На момент написания этих строк средняя стоимость 17‑дюймового ЖК-монитора в Москве составляла 3700 рублей. Он занимает пло­щадь 0,1 квадратного метра, его энергопотребление — 25 ватт в рабочем и 5 ватт в дежурном режиме. Таким об­разом, затраты в год равняются 1000 рублям на занимаемое место. Для расчета потребляемой электроэнергии будем считать, что монитор функционирует семь часов в рабочем и два часа в дежурном режиме за один рабочий день. Таким образом, затраты на электроэнергию составят 146 рублей в год. ЭЛТ-монитор занимает площадь 0,6 квадратного метра и потребляет 140 ватт в рабочем и 25 ватт в дежурном режиме. Следовательно, затраты в год соста­вят 6000 рублей на занимаемую площадь и 815 рублей на электроэнергию.

Результат очевиден: только за счет меньшей занимаемой площади ЖК-монитор оправдывает свою стоимость за восемь месяцев. Однако этот расчет учитывает особенности Москвы и ряда других крупных городов, где велика стоимость коммерческой недвижимости, которая может быть более рационально использована либо возвращена арендатору. Да и стоимость электроэнергии везде разная, особенно во время пиковых нагрузок, когда тарифы наиболее высоки. Но в любом случае, если даже не стоит зада­ча уплотнения, чреватая переносом рабочих мест и всеми связанными с этим неудобствами, такая замена освобождает немало места на столах сотрудников, а оно тоже является ресурсом.

Закупки требуют стратегического подхода

Евгений Сим
Руководитель департамента Verysell iCON3

Рационализация закупок, особенно в условиях кризиса, — жизненно важная и непростая задача, в первую очередь информационная. Систематизация подхода должна включать как тактические методы, отраженные в статье, так и стратегические. Стратегически необходимо систематизировать и проанализировать данные по закупкам в таких, например, разрезах, как география/номенклатура, поставщики/номенклатура/период, и использовать их для выработки управленческих решений.

Приведу пример. Крупная организация закупает почтовые услуги у 80 компаний. По факту 80% почтового оборота осуществляется пятью компаниями. Решение: договориться с шестью‑семью компаниями о доставке всей корреспонденции. Эффект — экономия миллионов рублей в год, учитывая труд операторов самой организации, дисконты выбранных поставщиков и прозрачность процесса.

И наконец, статистика и аналитика без контроля — ничто. Закупать нужно, но насколько эта закупка нужна и обоснованна? Всем знакомы ситуации, когда через полгода заново красятся заборы или меняются телефонные аппараты. Здесь нужны специальные технологии, позволяющие кон­тролировать процессы закупок, обоснованность потреб­ности в дополнительных материалах, услугах, лицензиях и т. п.