Мировой экономический кризис выступил очередным катализатором инновационной ориентации российских государственных приоритетов. К ключевой задаче последних 15 лет — модернизации российской сырьевой экономики — добавилась необходимость выводить экономику из кризиса. Основные пути решения этих задач, предлагаемые сегодня, — это поддержка инноваций, повышение эффективности инвестиций, экспорт инновационных решений. Однако «за кадром» общественных и профессиональных дискуссий остаются практически не требующие инвестиций и уже назревшие экономические преобразования: необходимость приоритетного стимулирования внутреннего потребления (в противоположность ориентации на экспорт), а также ускоренного развития рынка сервисов и услуг.

Внутренний рынок или экспорт?

Специфика экономического кризиса 1998г., а именно — его локализация в рамках границ РФ и стран СНГ, привела к тому, что конъюнктура развития российской экономики сфокусировалась на теме экспорта, так как внутренний рынок практически перестал существовать. ИТ-рынок достаточно быстро отреагировал на изменение экономической ситуации ускоренным развитием экспорта услуг по разработке ПО. ИТ-компании стали активно искать зарубежных заказчиков, создавая специализированные подразделения по заказной разработке приложений. Именно динамичное развитие «офшорного» программирования в начале 2000‑х годов явилось важным фактором ускоренного выхода из кризиса всего российского ИТ-рынка. При этом ведущую роль в самоорганизации этого сектора, а также в продвижении услуг российских программистов за рубеж сыграла созданная в сентябре 2001г. по инициативе компании EDC (ныне in4media) Национальная ассоциация разработчиков ПО (NSDA), впоследствии получившая название «Руссофт».

Текущий экономический кризис, начавшийся для России осенью 2008г., существенно отличается от кризиса образца 1998г., и в первую очередь тем, что носит глобальный характер. В состоянии рецессии находятся все крупнейшие экономики мира. Этот факт не дает практически никаких шансов в ближайшей перспективе сколь‑нибудь серьезно рассчитывать на экспортный потенциал российской экономики. Так, одним из знаковых трендов 2009 г. на российском рынке ИТ стал «разворот» многих традиционно «офшорных» разработчиков ПО в сторону внутреннего рынка. Сегодня особую актуальность для экономики страны в целом и для рынка ИТ приобретает развитие именно внутреннего потребления и внутреннего рынка. Это будет реально способствовать выходу российской экономики и ИТ-индустрии из текущего кризиса. Так же поступают и экономически развитые страны — в период рецессий приоритет стимулирования отдается именно внутреннему рынку.

Рынок услуг или «натуральное хозяйство»?

Но одного стимулирования внутреннего спроса и потребления уже недостаточно. В силу структурной незрелости экономики и преобладания сырьевых и производственных отраслей в России, кроме собственно развития внутреннего потребления, необходимо качественно и радикально менять саму структуру этого потребления.

Что на сегодняшний день главным образом отличает экономику России от экономик развитых стран — так это крайне незначительная доля в ВВП доходов от предоставления услуг, как для предприятий, так и для населения. Поэтому стратегические перспективы развития экономики связаны именно с формированием и развитием рынка услуг, с радикальным увеличением количества населения и предприятий, занятых в данном секторе.

Стране предстоит проделать «большой переход» от старой индустриальной экономики и «натурального хозяйства» к современной постиндустриальной экономике услуг. На этом пути придется не только решать чисто экономические и управленческие задачи, но и преодолевать большие социокультурные препятствия, связанные с традиционным пренебрежением к сфере обслуживания, с исторически сложившейся в России частной и корпоративной практикой предоставления и потребления услуг. Реальный переход к «новому мышлению» и экономике услуг должен произойти в первую очередь в головах россиян, должно поменяться само отношение к сервису, к услугам в самом широком смысле. К сожалению, сегодня можно констатировать, что за годы рыночных преобразований и в России, и, пожалуй, на всем «постсоветском» пространстве СНГ культура предоставления и потребления услуг, как в корпоративном секторе, так и на персональном уровне, не сложилась. Она практически либо отсутствует вовсе, либо находится в зачаточном состоянии.

Безусловно, позитивные изменения происходили и происходят в отдельных секторах экономики, в отдельных регионах, однако существенное отставание России от экономически развитых стран, особенно в развитии сферы услуг и сервисов, видно невооруженным взглядом.

Корпоративные сервисы и аутсорсинг

Учитывая мировые тенденции, крупные российские интеграторы в последние годы стали создавать компании для развития компетенций в стратегически перспективном сегменте ИТ‑сервисов и аутсорсинга. Так, одной из первых сервисных компаний стала DataFort, входящая в группу IBS. Позже были образованы Optima Services («Оптима»), «Онланта» («Ланит») и др. В 2005—2006гг. на рынке появились специализированные сервисные компании ISG и «Россервис».

Зарубежные примеры последних лет (приобретение мирового аутсорсера EDS компанией Hewlett-Packard и Parrot Systems — компанией Dell) подтверждают объективность процессов неизбежного превращения традиционных лидеров рынка, крупнейших ИТ-компаний в поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга.

Сегодня можно констатировать, что динамичный рост российского ИТ-рынка последних лет, основанный на экспорте и проектах внедрения корпоративных решений, закончился. По различным оценкам, в 2009г. рынок «упал» на 40—50%. Очевидно, что игрокам рынка, как и в начале 2000‑х, необходимо искать новые и более эффективные в изменившихся условиях бизнес-модели. И если прошлым «посткризисным сдвигом» был переход от поставок ИТ-продуктов (железа и ПО) к поставкам решений через проектную деятельность, то сегодня главный тренд — это, безусловно, переход от проектов внедрения ИТ-решений к постоянной поддержке и оказанию ИТ-услуг заказчикам.

Конечно, предоставление услуг — это всегда более маржинальный и более прибыльный вид бизнеса по сравнению с производством и продажей готовых продуктов и решений. Однако, в то же время, это существенно более сложный бизнес, требующий выстраивания специфических сервисных бизнес-процессов, установления долгосрочных партнерских отношений между поставщиком и заказчиком, переобучения и даже изменения менталитета персонала.

Огромный потенциал развития рынка услуг находится внутри самих предприятий. Развитие корпоративных сервисов и так называемого «инсорсинга» — это начало перехода от «натурального хозяйства» к более эффективной организации современного предприятия.

В начале 2000‑х годов пионерами использования сервисной организации бизнеса и аутсорсинга стали нефтяные и энергетические компании. Так, в 1999—2000гг. на базе ИТ‑служб и подразделений НК «ЮКОС» была создана компания «Сибинтек». Аналогичные процессы в НК «Лукойл» привели к консолидации всех ИТ-активов по модели «инсорсинга» в дочерней компании «Лукойл-Информ» в 2004г. После реформирования РАО ЕЭС заметным игроком российского рынка ИТ-аутсорсинга стал «ГВЦ Энергетики». По такому же пути пошли ТНК—BP (создание компании TB Inform) и «Газпромнефть» (компании «ИТ‑СК»).

Последующий аутсорсинг непрофильных и вспомогательных бизнес-процессов и видов деятельности позволит предприятиям сконцентрироваться на развитии только ключевых компетенций, стать более гибкими и, возможно, успешно капитализировать свои непрофильные активы.

Использование инновационных для российских предприятий бизнес-инструментов сервисной организации, «инсорсинга» и аутсорсинга непрофильного функционала ИКТ, HR, бухгалтерии и прочего обещают принести много преимуществ. Среди основных эффектов можно назвать следующие.

Для предприятия

  1. Повышение гибкости и устойчивости бизнеса в периоды быстрых изменений.
  2. Гарантированное снижение стоимости обслуживания стандартных и инфраструктурных процессов.
  3. Повышение средней выработки на сотрудника (в случае организации отдельного юридического лица).
  4. Обеспечение рыночного уровня и повышение прозрачности расходов на поддержание непрофильных функций.
  5. Капитализация непрофильных затратных активов.

Для страны в целом

  1. Появление «внутренних» денег предприятий в российской экономике и, как следствие, возможное повышение ВВП на 1—3%.
  2. Развитие рынка услуг с высокой добавленной стоимостью, что приведет к позитивным структурным экономическим сдвигам и увеличению доли индустрии сервиса в ВВП.
  3. Увеличение количества предприятий и населения, занятого сервисом и обслуживанием, с ростом объема налогов в казну.
  4. Помощь в решении социальных проблем: как правило, персонал из непрофильных подразделений — первые кандидаты на увольнение в кризис, а при переводе подразделения к поставщику услуг оно становится профильным.

Бежать, чтобы оставаться на месте…

К сожалению, имея значительный образовательный и научный потенциал, Россия всегда отставала и продолжает отставать в промышленной реализации и внедрении технологий и инноваций в жизнь. Очень медленно, с боем пробиваются новые идеи и инновации на всех уровнях.

При этом жизненный цикл технологий постоянно сокращается, и для получения полезности сегодня крайне важна быстрота их внедрения и использования на практике. Возможно, кто‑то сейчас помнит, что уникальный по быстродействию и эффективности на имеющейся тогда элементной базе советский компьютер «БЭСМ-6» морально устарел еще до выхода в серийное производство… Пока мы создавали опытные зоны и расчищали радиочастотный спектр для технологий связи третьего поколения 3G, уже появились технологии четвертого поколения и широкополосного мобильного доступа 4G.

И подобных примеров из российской «инновационной» технологической практики — масса. Остается надеяться, что текущий кризис выступит катализатором реального ускорения внедрения инноваций во все сферы российской социальной и экономической жизни. А значит, у России появится очередной шанс не затягивать модернизацию и инновационное развитие экономики.

Ассоциация стратегического аутсорсинга «АСТРА»

Чтобы активизировать формирование и развитие цивилизованного рынка услуг и консолидировать усилия всех заинтересованных участников рынка, в конце 2008г. по инициативе компании in4media была создана Ассоциация стратегического аутсорсинга НП «АСТРА». Главные задачи ассоциации — продвижение на российский рынок инновационных бизнес-технологий и методологий организации сервисов и аутсорсинга, разработка индустриальных стандартов, подготовка профессиональных кадров, формирование правового поля, страхования сервисов и аутсорсинга, регулярный анализ и мониторинг рынка. В целях использования и локализации лучшего зарубежного опыта налажено взаимодействие ассоциации с ведущими международными центрами аутсорсинга IAOP (International Association of Outsourcing Professionals, США), NOA (National Outsourcing Association, Великобритания).

В 2009г. Ассоциацией «АСТРА» были реализованы несколько важных проектов: организована работа Аутсорсинг-клуба, проведено исследование и подготовлен аналитический отчет «Инновационные бизнес-технологии: ИТ-аутсорсинг, Россия 2010», подготовлен первый выпуск Каталога поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга в России и первый релиз «Глоссария аутсорсинга». В 2010 г., кроме этого, планируется выпуск первого релиза «Инду­стри­аль­ного классификатора ИТ-услуг».

Активная деятельность ассоциации «АСТРА» по развитию российского рынка сервисов и аутсорсинга будет способствовать как повышению эффективности и устойчивости отдельных российских предприятий, так и общей модернизации и повышению уровня зрелости российской экономики в целом.