В современном развивающемся обществе люди становятся все более активными пользователями услуг транспорта. Динамичнее всего развивается воздушный транспорт. Отсюда совсем не трудно сделать вывод о перспективах бизнеса авиакомпаний, перевозящих пассажиров. Реализация этих перспектив в свою очередь очень сильно зависит от уровня подготовки сотрудников компаний данной отрасли. В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы подготовки фронт-лайн персонала пассажирских авиакомпаний, которые представляют авиаперевозки пассажира по сети маршрутов на собственных рейсах и рейсах своих партнеров.

Повернувшись лицом к клиенту

В структуре авиакомпаний есть сотрудники и подразделения, которые должны обеспечивать взаимодействие с клиентами на первой линии. Этих людей и структурные подразделения, которые их объединяют, называют фронт-лайном организации. Чаще это называется фронт-офисом. Словосочетание «фронт-офис» состоит из двух слов: «фронт» — находящийся впереди, лицевая часть, область коллективной деятельности, место, на котором одновременно выполняется несколько процессов, работ; и «офис» — помещение, в котором организованы рабочие места персонала фронт-лайн — первой линии взаимодействия с клиентами. Таким образом, объединение двух слов, «фронт» и «офис», придают этому словосочетанию новое значение: фронт-офис — это та часть организации, которая непосредственно взаимодействует с клиентом. Как правило, под фронт-офисом подразумевают офис продаж и обслуживания клиентов. В более широком смысле фронт-офис — это та сторона бизнеса, которую видит клиент.

Под фронт-офисом также понимают совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, организационно-штатных подразделений, обеспечивающих со стороны предприятия взаимодействие с клиентом (в том числе внутренним):

  • информирование клиентов (обзвон, прием входящих телефонных звонков клиентов и т. п.);
  • получение и ввод для последующей обработки первичных документов;
  • печать и предоставление клиенту информации и документов;
  • рассылка клиентам информационных сообщений;
  • прием запросов и предоставление информации.

Примерами фронт-офиса могут служить следующие подразделения:

  • колл-центр;
  • подразделения операционного обслуживания;
  • кассы (отдельные бизнес-процессы);
  • редакция интернет‑сайта;
  • другие подразделения.

Место фронт-офиса в архитектуре авиакомпании отводится в центральной части: между клиентами и другими подразделениями, часто называемыми «бэк-офис» (стоящий спиной к клиенту), и собственно производством, которое производит услугу для клиента. Воспользовавшись услугой авиаперевозки, клиент вновь может обратиться в авиакомпанию через подразделение фронт-лайн и далее по циклу.

Фактически первыми представителями фронт-лайна авиакомпаний были первые летчики — владельцы самолетов, которые выполняли прямые продажи услуг авиаперевозки и сами ее выполняли. С появлением более вместительных воздушных судов, усложнением видов продаваемых услуг авиаперевозки, а также с выходом на свободный рынок единолично исполнять фронт-офисные функции эти люди не могли, и появилась потребность преобразования фронт-офиса в специализированное подразделение.

Основные виды услуг фронт-лайн подразделений авиакомпании:

  1. продажа авиабилетов на собственные рейсы;
  2. продажа авиабилетов на рейсы трансферных маршрутов и на рейсы авиакомпаний партнеров;
  3. регистрация пассажиров на рейсы авиакомпаний;
  4. организация чартерных (заказных) авиа­рейсов.

По видам деятельности персонал фронт-офиса авиакомпании делится на следующие основные категории, которые могут расширяться и дополняться в зависимости от стратегии работы с клиентами в каждой конкретной авиакомпании:

  • информирование клиентов;
  • бронирование авиабилетов для клиентов авиакомпании;
  • продажа авиабилетов для клиентов авиакомпании;
  • регистрация пассажиров на рейс;
  • обслуживание клиентов на борту воздушного судна во время выполнения рейса;
  • розыск багажа.

Важное звено фронт-офиса авиакомпании — кабинный экипаж, обслуживающий клиентов авиакомпании непосредственно на борту воздушного судна при выполнении рейса.

К персоналу фронт-офиса авиакомпаний, в том числе и к членам кабинных экипажей, предъявляются следующие требования.

По образованию:

  • наличие базовой профессиональной подго­товки;
  • регулярное повышение квалификации.

По компетенциям:

  • клиентоориентированность;
  • знание минимум двух языков (родной и минимум один иностранный);
  • хорошая дикция;
  • фронт-офисному персоналу, работающему в офисе авиакомпании, необходимо владеть персональным компьютером на уровне пользователя специализированного программного обеспечения для обеспечения поддержки фронт-офисных технологий.

По свойствам личности:

  • стрессоустойчивость;
  • уверенность в своих силах;
  • дружелюбие;
  • эмоциональная стабильность;
  • интеллектуальная гибкость;
  • общительность;
  • оптимизм.

«Идеальное» обучение

Сразу оговоримся, что в изложенном ниже материале не резюмируется практический опыт компании «Донавиа». Скорее, хотелось бы нарисовать некую идеальную картину в сфере корпоративного образования. Вместе с тем в нашей компании уже активно проводится методическая работа. Идет организационная подготовка к переходу к электронной форме обучения. По крайней мере, подобные задачи, связанные, в частности, с нехваткой авиационного персонала, стоят перед компанией «Донавиа» уже довольно остро. Подготовка работников первой линии взаимодействия с клиентом авиакомпаний — важный фактор качества предоставляемых услуг. Только по двум фронт-лайн профессиям, билетного кассира и бортпроводника, ведется подготовка специалистов в соответствии с нормативами Минобразования. Подготовка по остальным профессиям государством не регулируется. По ним работники первой линии авиакомпаний проходят курсы повышения квалификации. Это две категории персонала: авиационный и неавиационный.

Курсы повышения квалификации для фронт-лайн персонала, относящегося к авиационному, проводятся не реже одного раза в год. Сейчас в технологии прохождения курсов повышения квалификации имеется возможность заменить традиционную — аудиторную — форму прохождения курсов дистанционными образовательными техноло­гиями.

Для реализации дистанционных образовательных технологий непрерывной подготовки фронт-лайн персонала используются:

  • программа повышения квалификации по варианту непрерывной подготовки (более 100 часов за два года);
  • вопросники по типам воздушных судов и категориям специалистов;
  • контент образовательного портала;
  • экзаменаторы (рейтеры);
  • помещение для итогового тестирования;
  • система обновления контента и вопросников;
  • система учета прохождения подготовки и выдачи свидетельств фронт-лайн персоналу;
  • учебный центр, который должен иметь образовательный сертификат и / или образовательную лицензию.

Дистанционные образовательные технологии в системе подготовки фронт-лайн персонала имеют три ключевых направления: теоретическая подготовка, проверка знаний, поддержание компетенций персонала.

В крупных авиакомпаниях для авиационному и фронт-офисному персоналу предоставляется доступ к персональному разделу образовательного портала с контентом образовательных программ по курсам повышения квалификации, нормативным документам авиакомпании по соответствующему профилю деятельности. Предоставление доступа — ключевой элемент в системе непрерывной подготовки персонала авиакомпаний.

Архитектура непрерывной подготовки фронт-лайн персонала авиакомпаний представлена на рис. 2.

Два субъекта этого бизнес-процесса — и авиакомпания, и образовательное учреждение (АУЦ, авиационный учебный центр) — должны располагать информационно-технологическими возможностями по реализации непрерывной подготовки, то есть иметь устойчиво функционирующие порталы. Это портал авиакомпании — в форме точки доступа работников авиакомпании к информационным ресурсам авиакомпании и образовательный портал — портал образовательного учреждения (АУЦ). В свою очередь, в авиакомпании должны функционировать базы данных по персоналу и документации системы управления качеством, в которой публикуются разрабатываемые в авиакомпании программы подготовки персонала, программы повышения квалификации и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность авиакомпании. В то же время в образовательном учреждении (АУЦ), кроме образовательного портала, должны функционировать база данных по обучаемым и административный модуль учета обучения, а также актуализированный и структурированный контент образовательного портала, построенный на основании программ повышения квалификации, предоставленных авиакомпанией.

В соответствии с действующим согласованным регламентом непрерывной подготовки персонала авиакомпании в АУЦ после направления на обучение сотрудник авиакомпании получает доступ к образовательному порталу и контенту изучаемой программы повышения квалификации. В административном модуле предусмотрен режим контроля обучения по времени работы с контентом и по проверочным вопросам, которые предоставляют возможность проверить знания обучаемого как на промежуточном, так и на итоговом этапе изучения программы. По результатам обучения авиакомпания получает отчет о работе сотрудника авиакомпании — обучаемого с образовательным порталом АУЦ. Результатом непрерывной подготовки с помощью образовательного портала становится прохождение курсов повышения квалификации.

При реализации системы непрерывной подготовки работникам авиакомпаний постоянно доступны не только нормативно-технологические документы, документы системы управления качеством, но и учебные курсы по специальности. Благодаря наличию на образовательном портале раздела по предварительному тестированию имеется возможность контролировать уровень освоения знаний персонала, учитывать посещаемость фронт-лайн персоналом разделов образовательного портала. Применение дистанционных образовательных технологий при повышении квалификации фронт-лайн персонала реализуется на основании согласованного регламента непрерывной подготовки в форме цикла, представленного на рис. 3, с промежуточным тестированием один раз в квартал (1РК) и итоговым тестированием один раз в год (1РГ).

Ознакомление с контентом образовательного портала и промежуточное тестирование можно проводить дистанционно из любого места, имеющего доступ в сеть Интернет. Итоговое тестирование знаний фронт-лайн персонала может проводиться в двух режимах: или в помещении образовательного учреждения — авиационного учебного центра (АУЦ) с применением раздела тестирования образовательного портала с обязательным участием преподавателя АУЦ, или по традиционному методу с использованием экзаменационных билетов и сдачей традиционного экзамена или зачета преподавателю учебного центра в соответствии с требованиями образовательной программы.

С точки зрения эффективности усвоения материалов образовательных программ новая информационная технология непрерывного повышения квалификации позволяет, с одной стороны, предоставить работникам фронт-лайн подразделений иметь постоянный доступ к контенту обра­зовательного портала. С другой стороны, с внедрением новой технологии исчезает необходимость выделять рабочее время в производственном календаре для изучения теоретических разделов образовательных программ с отрывом от производства.

Важно отметить, что для подготовки фронт-лайн персонала, непосредственно взаимодействующего с клиентами, появляется новый элемент, требующий личного присутствия на тренинге, — это взаимодействие с тренером по лояльности, а также регулярное прохождение ассесмент-центра с отработкой сложных элементов взаимодействия с клиентами авиакомпании в игровом режиме. Под ассесмент-центром понимается метод комплексной оценки персонала, основанный на моделировании ключевых показателей деятельности фронт-офисных сотрудников для выявления их профессионально важных качеств, уровня развития и потенциальных возможностей. Результаты прохождения ассесмент-центра должны использоваться руководством авиакомпаний с целью управления персоналом и расстановки работников в соответствии с фактическими результатами ассесмент-центра.

Таким образом, система непрерывной подготовки с применением новой информационной технологии сможет поддерживать компетенцию фронт-лайн персонала авиакомпании на высоком уровне практически без отрыва от производства.