Все более четко, в том числе и у нас, проявляется тенденция к отказу от практики строительства собственных центров обработки данных. По крайней мере если речь идет об относительно небольших компаниях, а также об учреждениях общественного сектора (образования, здравоохранения, культуры), о местных органах власти и много о ком еще. Применительно к России говорить пока можно только о больших городах, но ситуация уже меняется, и очень быстро.

И действительно, строительство собственного ЦОДа требует времени, значительных капитальных затрат и квалифицированного персонала, а со всем этим дело обстоит не слишком хорошо. Особенно если принять во внимание тот факт, что часть затрат связана с капитальным строительством, которое в ИТ-бюджете не учитывается. А значит, выделение финансов на эти нужды может стать весьма трудновыполнимой задачей. В итоге прибегать к услугам коммерческих ЦОДов оказывается проще и дешевле.

В настоящее время в России рынок коммерческих ЦОДов растет опережающими темпами. По данным IKS-Consulting, в 2012 году его объем составил 6,2 млрд. руб., а темпы роста за год в денежном выражении приблизились к 23%. Было введено в строй 14 новых коммерческих ЦОДов общей площадью более 8 тыс. кв. м, а всего по состоянию на 1 января 2013-го работало более 170 крупных и средних коммерческих центров обработки данных. Для сравнения: рост на всем российском рынке средств связи едва превысил 5%. В текущем году ожидается ввод еще свыше 22 тыс. кв. м площади ЦОДов.

Не надо напоминать, что ЦОД — это не только серверы, системы хранения данных, коммуникационное и сетевое оборудование и даже не только шкафы-стойки, хотя бы и самые современные и оснащенные, в которых все эти ресурсы располагаются. ЦОД — это и комплекс инженерной инфраструктуры, в конце концов, это помещения и даже отдельные здания, где размещается оборудование. И к построению такой инфраструктуры существуют свои требования и стандарты: национальные, отраслевые, международные. К наиболее широко используемым из них относятся те, что выработаны консалтинговой и исследовательской компанией Uptime Institute (UTI).

Uptime Institute и Россия: долгое знакомство

UTI не нуждается в длительном представлении. Любой, кто хотя бы поверхностно знаком с вопросами строительства ЦОДов, знает, что такое стандарты TIER, которые определяют уровень отказоустойчивости систем. И как раз UTI эти стандарты и разработал в ходе своих исследований. Произошло это еще в конце 90-х годов прошлого века. Именно они в итоге стали основой для американского стандарта на сертификацию ЦОДов TIA 942. При этом UTI занимается и сертификацией ЦОДов, и подготовкой специалистов в области их проектирования, и консалтинговыми услугами. С 2010 года UTI является подразделением The 451 Group, холдинговой структуры, куда входит еще ряд консалтинговых и исследовательских компаний.

Представительство UTI в России официально было открыто только в нынешнем году. Однако проекты по сертификации ЦОДов выполнялись раньше. Работы по самому первому стартовали еще в 2008-м. Вместе с тем следует помнить, что данные проекты весьма длительны. Ведь сертификация начинается еще на стадии проекта. А учитывая, что сертификация на высокие уровни TIER требует, чтобы ЦОД располагался в отдельном здании, которое надо еще построить или реконструировать, рассчитывать менее чем на два года не стоит. И то лишь в том случае, если нет абсолютно никаких сложностей и непредвиденных обстоятельств. Тем не менее по состоянию на февраль 2013 года в России было сертифицировано пять ЦОДов класса TIER III. Еще на девяти объектах ведутся работы. Некоторые полагают, что рано или поздно будут сертифицированы все сорок ЦОДов, позиционируемых как предлагающие услуги российским заказчикам с высоким уровнем надежности. Кроме того, активно шла подготовка сертифицированных специалистов. Насколько нам извест­но, первые три россиянина получили сертификат Accredited Tier Designer в начале 2010 года. Это были сотрудники КРОКа. А к моменту открытия представительства Россия уже занимала второе место в мире по количеству Accredited Tier Designer (42 человека) и третье — по числу Accredited Tier Specialist (23 человека).

Что дает сертификация TIER. Российский опыт

Сертификация ЦОДов по уровню TIER III обычно обходится в сумму от 100 до 300 тыс. долл. Тем не менее данная процедура востребована. Хотя бы потому, что проводится она независимой внешней организацией по результатам тщательного аудита, что уже является серьезнейшей гарантией. В том числе для всяческого рода контролирующих и регулирующих органов, для которых сертификация ЦОДа если не обязательна, то крайне желательна. Среди них, например, очень многие компании из числа PCI QSA, занимающиеся аудитом в рамках сертификации на соответствие стандарту PCI DSS.

Директор проекта по созданию региональных ЦОДов компании «Ростелеком» Александр Мартынюк особо подчеркнул роль внешнего аудитора в качестве дополнительной контролирующей инстанции для оценки работы подрядчиков. Причем, по его словам, уровня экспертизы в области строительства ЦОДов, сопоставимой с UTI, больше нет ни у кого в России. Это особенно важно для тех, кто, как «Ростелеком», является оптовым заказчиком, которому необходимо вести работы на нескольких объектах в разных концах страны, что невозможно без привлечения местных компаний. Более чем вероятно, что с открытием представительства количество таких оптовых заказчиков будет только расти.

Далеко не редко бывает и так, что уже на стадии переговоров выясняется, что требуемый уровень надежности заказчику просто не нужен. Не зря ЦОДов уровня TIER IV во всем мире не более девяти. В итоге, как отметил директор Uptime Institute Russia Алексей Солодовников, пока удавалось переубедить абсолютно всех представителей российских компаний, кто проявлял практический интерес к проектам построения ЦОДов уровня TIER IV. Даже требования TIER III для многих будут явно избыточными просто потому, что затраты превысят возможный выигрыш. А достижение каждого нового уровня влечет новые расходы. Проект ЦОДа уровня TIER III обойдется втрое дороже, чем TIER I. Да и между TIER II и TIER III разница в капитальных затратах будет довольно существенной хотя бы из-за того, что последний обязательно должен располагаться в отдельном здании, которое еще надо построить или освободить, а потом еще и отремонтировать и переоборудовать.

Очень часто проектировщики, что называется, перезакладываются, внося ненужную избыточность при проектировании ряда инженерных систем. И эта избыточность может обойтись очень дорого. Так, например, при сертификации проекта ЦОДа компании DataSpace была выявлена ошибка при проектировании системы охлаждения ценой ни много ни мало в 1,3 млн. долл. Но обнаружено это было на стадии согласования проекта, когда оборудование еще не было заказано. В итоге затраты на проект уже окупили себя, причем многократно, до начала реальных работ. А такие ошибки весьма распространены даже на развитых рынках. Не менее серьезными могут быть и последствия недооценки тех или иных факторов, и такого рода ошибки также нередко допускаются. Учитывая, что пословица «где тонко, там и рвется», она же закон Мерфи, к сожалению, работает, причем тогда, когда ЦОД уже функционирует в «боевом» режиме, тут последствия могут быть самыми печальными. А для коммерческого ЦОДа и просто фатальными из-за оттока клиентов и потери репутации, не говоря уже о штрафных санкциях за несоблюдение SLA.

Кроме того, сам факт сертификации позволяет привлечь дополнительных заказчиков. По крайней мере из представительств иностранных компаний или компаний с иностранным участием. А они составляют весьма заметную долю среди потребителей услуг внешних ЦОДов. И для них наличие сертификата на соответствие высокому уровню TIER весьма желательно. Да и среди российских компаний качество услуг часто играет существенно большую роль, чем цена. А гарантией такого качест­ва служит сертификат.