Поисковая оптимизация и продвижение сайтов – задача не совсем для CIO. Однако я с интересом побывал на одноименной ежегодной конференции, проведенной в седьмой раз компанией «Ашманов и партнеры», и, думаю, многие ИТ-руководители также услышали бы там для себя много интересного. Причем, я полагаю, интерес этот мог бы быть совсем не праздным.

Мы достаточно много знаем о том, как урезаются сейчас бюджеты на ИТ. Примерно то же самое может происходить и с маркетинговыми бюджетами, в состав которых входит, в частности, и продвижение сайта в поисковых системах. Этот вопрос на конференции обсуждался весьма активно – все хотели понять, что для клиента более актуально в сложные времена – резать всё и залечь на дно, ни на что не надеясь, или же делать ставку на успех и пытаться вырваться вперед. На самом деле это вопрос стратегии каждой компании в отдельности, но причем здесь CIO? А дело в том, что в условиях урезанных бюджетов маркетинговый отдел не сможет заказывать продвижение сайта у профессиональных компаний – услуга эта недешевая, и для успешной кампании может потребоваться и миллион в месяц, и более. А сайт «двигать» надо. Получается, что делать это приходится своими силами. А много ли вы знаете PR-менеджеров, способных продвигать сайт или хотя бы следить за результатами подобных кампаний? Куда в этом случае они пойдут? Правильно, к тем самым парням в ИТ-отделе, которые «вроде бы все знают про технологии», и которые обычно если не разрабатывали вебсайт сами, то, по крайней мере, его поддерживают. И, вполне возможно, что именно ИТ-директору, по крайней мере в небольших компаниях, придется в данном случае следить за эффективностью работы своих сотрудников в данном направлении.

Но даже если бюджеты сократят не настолько, чтобы совсем отказаться от услуг внешних оптимизаторов, а лишь несколько урежут затраты на них, перед ИТ-директором может встать задача выбора поставщика этих услуг и контроля результатов его деятельности. Я полагаю, в любом случае CIO к таким задачам не готов. Рынок услуг SEO (Search Engine Optimization) довольно сильно отличается от того рынка ИТ-услуг, с которым привык работать ИТ-директор – по данным статистики большинство игроков на нем сформировались в течение последнего года. То есть CIO придется столкнуться с господством непрофессионализма и отсутствием каких-либо гарантий. Интересно было бы узнать, насколько я прав, и есть ли среди читателей руководители ИТ-отдела, для которых описанная проблема актуальна?

Еще один острый вопрос, волновавший владельцев сайтов и их «продвиженцев» – «а не много ли поисковики на себя берут?». Дело в том, что выдача поисковиков по запросам становится все более похожей на готовые ответы, а не просто ссылкой на сайт. То есть все чаще, при желании получить информацию небольшого объема, пользователь может вообще не посещать вебсайт, с которого поисковик берет данные. Я, конечно, утрирую, но для себя я вынес еще и такой «мессадж»… Ведь поисковики сейчас, по сути – это ворота ко всему в мире информации, то есть без преувеличения можно сказать «говорим Интернет-пользователь» – подразумеваем «пользователь поисковиков». Поэтому для них велик соблазн «перетягивать на себя одеяло», что мы отчасти уже наблюдаем – крупнейшие поисковые машины давно занимаются не только поиском – это полноценные порталы, предоставляющие множество услуг. А ведь даже электронная почта – это уже SaaS, как альтернатива корпоративному почтовому серверу. Принимая во внимание, что Google все больше говорит о предоставлении сервисов через «облако», можно предположить, что вскоре он может использовать свои огромные мощности и для корпоративных приложений. Остальные «сильные мира сего», я полагаю, вскоре подтянутся, заставив серьезно потесниться существующих вендоров ПО. «Империя зла» это или «всеобщее благо» – решайте сами.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.