East-West Digital News, Data Insight, iFriday

4, 5 и 6 апреля на фестивале EcomWeek в Москве более 1000 представителей интернет-ритейла пообщались с лидерами рынка, изучили успешные примеры создания компаний и поделились мнениями о развитии отрасли.

Масштабный Фестиваль интернет-торговли EcomWeek прошел в Москве при поддержке компаний ПАО «Совкомбанк», Avito, Яндекс.Маркет, SAP, DPD, SPSR, LifePay, Robokassa, Почта России, MaxiPost, Owox, Adventum.

Мероприятие стало крупнейшей в России встречей игроков онлайн-ритейла, сочетающей в себе стратегическое видение отрасли и предложения по решению конкретных задач бизнеса.

Более 300 компаний приняли участие в различных круглых столах, воркшопах, тренингах и обсуждении кейсов успешных онлайн-ритейлеров.

Наиболее интересным было обсуждение различных способов повышения среднего чека и частоты покупок. Участники дискуссии отметили, что наиболее логичными инструментами станут повышение качества сервиса и платежные инструменты, стимулирующие покупку в рассрочку. «Население страны стремительно беднеет на протяжении уже более 26 месяцев, перспектив улучшения экономической ситуации пока не видно. В этих условиях снижается количество эмоциональных и повторных покупок, а рациональное потребление растет. У людей в регионах первая статья расходов — это еда и долги. Но одежда и обувь имеют свойство изнашиваться, и когда необходимо одеть всю семью, то использование карт оплаты в рассрочку становится единственным доступным вариантом для потребителей. У нас есть собственная программа беспроцентной рассрочки, а также мы являемся партнерами программ оплаты в рассрочку», — рассказал Андрей Рождественский, руководитель интернет-проекта Kari. Согласен с ним и Евгений Усенко, директор по электронной коммерции Inventive Retail Group: «Мы активно используем программы рассрочки — потребителю нравится такой вид кредитования значительно больше, чем классические кредиты. Считаем программы рассрочки эффективным инструментом продаж, в том числе и онлайн. Для клиентов они хороши отсутствием переплат, а для ритейлеров — возможностью привлечь дополнительную аудиторию».

Логистика и доставка для интернет-магазинов тоже оказались в центре внимания: представители крупнейших игроков рынка как со стороны ритейла, так и со стороны сервисных компаний вместе пришли к интересным выводам. Стороны сошлись в нарастающем конфликте интересов ритейла и логистических служб в отношении таких сервисов как примерка, частичный выкуп, возврат. Для интернет-магазинов это нужные и важные услуги, за которые компании готовы платить. Для крупных логистических служб предоставление этих сервисов ведёт к существенному росту себестоимости. Получается, что примерка, возврат и частичный выкуп успешно реализуются собственными службами доставки интернет-магазинов, но нерентабельны для логистических компаний при сохранении сложившейся стоимости доставки. Точка равновесия в этом вопросе пока не найдена.

Константин Якунин, генеральный директор Express RMS, который модерировал круглый стол по логистике, отметил важность развития рынока постоматов/почтоматов: «Прошло уже несколько лет с начала развития этих сервисов в России, и уже можно сказать, что ожидания рынка не вполне оправдались, зато выявился явный лидер — компания PickPoint. Смогут ли его догнать другие игроки — большой вопрос, но я полагаю, что Почта России при правильном подходе смогла бы создать высокую степень конкуренции в сегменте постоматов/почтоматов». Популярность этого вида доставки Алексей Жуков, CEO компании Pulse Express объясняет тем, что около 85% популярных товаров, заказываемых в интернет-магазинах, помещаются в почтоматы. По словам модератора секции Константина Якунина, участники предоставили противоречивые статистические данные, которые необходимо обобщить в сводном исследовании.

Слово «омниканальность» стало наиболее общеупотребимым на фестивале EcomWeek При этом речь не идет о девальвации термина, как это произошло ранее с понятиями «инновация» и «синергия». Так, участники мероприятия сошлись во мнении, что выход брендов в онлайн необходим и неизбежен уже по той причине, что этого ждут потребители. «Стратегии выхода в онлайн-продажи для известных брендов зависят от сегмента рынка и от особенностей самого бренда, но диджитализация, на мой взгляд, необходима всем. Это дает возможность прямой коммуникации с потребителем, потому что аудитория уже в интернете, и ей необходима возможность покупать и взаимодействовать с брендом в режиме онлайн», — считает Евгений Усенко, директор по электронной коммерции Inventive Retail Group. Рассуждая об оптимальных способах представления бренда в онлайне, участники говорили о преимуществах различных моделей: открытия собственных интернет-магазинов или размещения товаров на маркетплейсах. Так Яндекс.Маркет недавно запустил сервис для брендов, который позволяет не только демонстрировать товар на витрине, но и дополнить его информационным и медийным блоками о бренде. В целом, участники сочли, что перспективы продвижения брендов онлайн достаточно благоприятны. «Нет ни одного кейса, когда бренд бы не взлетел», — высказался Евгений Щепелин, независимый эксперт, ex CEO eSolutions.

Специально для участников от малого и среднего бизнеса и тех, кто только начинает свою работу, второй день Фестиваля включал обширную образовательную программу. Воркшопы и разборы кейсов позволили новичкам e-commerce быстро и эффективно войти в курс дела по максимально широкому кругу вопросов работы онлайн-ритейла: доставка, кассовые решения, реклама, продвижение в социальных сетях, продажи за рубеж.