Российская авиационная техника способна конкурировать на мировом рынке. Несмотря на годы застоя, наша научная авиационная школа до сих пор остается одной из лучших в мире. Но для того, чтобы выжить в высококонкурентной среде и соответствовать требованиям мирового рынка, отечественные производители и разработчики должны радикально перестроить процессы проектирования и производства, используя передовые информационные технологии. О том, как ОКБ Сухого справляется с целым комплексом нетривиальных задач - интеграцией ИТ-систем, автоматизирующих разные участки работы, адаптацией западных решений к российским стандартам, оптимизацией процессов проектирования и производства "под заданную стоимость", - нам рассказал Лев Гриженко, руководитель проекта "Управления производством" программы внедрения интегрированной системы управления ОКБ Сухого

Intelligent Enterprise: Какова роль информационных технологий в ОКБ Сухого и какие задачи наиболее актуальны сегодня?

Лев Гриженко: Предприятие ОКБ Сухого - крупный разработчик современной авиационной техники гражданского и военного назначения. Если говорить кратко, то проектная часть представляет собой классическое конструкторское бюро по разработке изделий авиационной техники, а на опытном производстве дорабатываются опытные образцы самолетов, сопровождаются летные испытания, идет, что называется, отработка и воплощение конструкторской мысли. По результатам постройки и испытаний в конструкторскую документацию вносятся изменения и отправляют ее на серийные заводы холдинга "Сухой" в Сибири и на Дальнем востоке, где новые модели запускаются в серийное производство.

Сейчас у нас развернут большой проект по внедрению интегрированной системы управления предприятием на базе ERP-системы Oracle E-Business Suite. Это решение должно покрыть основные направления нашей деятельности, связанные с планированием, снабжением, финансами и кадрами; кроме того, оно будет интегрировано с уже существующими на предприятии системами.

Задача стоит сложная, но интересная. У нас давно используются CAD-система Uniraphics и ее "родной" PDM Team Center Engineering, обеспечивающие полный цикл разработки и инженерной подготовки производства. Кроме того, есть несколько специализированных программных комплексов для прочностных, электрических и аэродинамических расчетов. Управление проектами и календарно-сетевое планирование выполняет Open Plan. Для ведения управленческого документооборота - утверждения документов, их архивирования и отчетности - мы активно внедряем систему Documentum. В бухгалтерии стоит свой программный комплекс, у нас даже есть собственная доморощенная ERP-система и хранилище нормативно-справочной информации. Так что скучать не приходится: мы дозрели до того, чтобы все это многообразие сложных систем слить в единый информационный организм.

С какими проблемами вам пришлось столкнуться в ходе проекта?

Вопрос интеграции ERP и PDM муссируется уже лет двадцать - с тех пор, как эти системы появились. Но, как ни странно, хотя и Oracle, и Unigraphics широко используются в машиностроении, ни те ни другие не предлагают готовых интеграционных модулей. И в каждом последующем случае покупатель снова неизбежно платит за интеграцию.

Вторая по значимости проблема (а может быть, и первая) - это несоответствие всех импортных систем отечественным стандартам. Сейчас продается большое количество великолепных западных продуктов, дорогих и не очень, но от наших стандартов все они очень далеки. К счастью или к сожалению, в СССР и затем в России многие отрасли производства имели и имеют свои надзорные организации: у производителей и пользователей горнопроходческого оборудования это Госгортехнадзор, у производителей и пользователей котлов и машин, работающих под давлением, - Котлонадзор и т. д. Свой надзор и свой заказчик есть и у нас. И мы, как и другие предприятия ВПК и других отраслей, в своей работе обязаны пользоваться государственной нормативной документацией. Поэтому одним махом изменить все бизнес-процессы, отчетность, формы документов и адаптировать их под западные системы мы не только не вправе, но это невозможно физически.

Конечно, на рынке имеются российские системы, полностью воспринявшие отечественные стандарты, имеющие своего потребителя и свой сбыт, но это системы не той мощности, которую нам хотелось бы. В современном самолете десятки тысяч деталей, на них разрабатываются десятки тысяч техпроцессов и т. д. Полагаю, что для западных вендоров в адаптации систем под российские стандарты кроется неплохая доля прибыли. Естественно, выбор уровня систем, степени их доведения до стандарта должен быть экономически целесообразен и аргументирован. Мы свой уже сделали.

Почему вы выбрали в качестве ERP-системы именно Oracle Е-Business Suite?

Такое решение связано прежде всего с тем, что у нас есть специалисты, которые хорошо знают Oracle как среду разработки. Недостаток профессионалов ощущается во всех наукоемких отраслях, и поэтому наличие специалистов в значительной степени определило наш выбор. Кроме того, наша "родная" разработанная ERP-система тоже создана на базе Oracle Applications.

Интеграция в единую информационную среду позволяет решать задачи оптимизации работы под определенные критерии. Разные компании в зависимости от конкретных бизнес-обстоятельств ставят перед собой различные задачи оптимизации. Какие критерии наиболее важны для вас и почему?

Успешно входя в рынок, мы поняли, что эпоха, когда цена получалась по формуле "себестоимость плюс прибыль", кончилась. Сейчас мы трезво отдаем себе отчет, что цены диктуются рынком, а прибыль - это разница межу ценой и себестоимостью. Поэтому мы стремимся удерживать лидерство в отрасли не только за счет качества инжиниринга, но и путем осознанного управления себестоимостью.

Мы учимся скрупулезно просчитывать и учитывать расходы на протяжении всего жизненного цикла изделия - проектирования, постройки, испытаний, производства и эксплуатации. Выход стоимости за установленный лимит означает коррекцию конструкторских и технологических решений. Это можно реализовать только при сквозной автоматизации и интеграции всех приложений на предприятии. Тогда появляется возможность быстро посмотреть на стоимость не только агрегата, но и любой мелкой гайки.

На Западе такой способ считать деньги вылился в методологии кост-инжиниринга и продакт-менеджемента. Но при этом не секрет, что до сих пор даже известные западные проектанты и производители военных самолетов в разы превышают лимиты стоимости образцов своих истребителей. Так что эта задача до сих пор актуальна и для "акул капитализма".

Второй и не менее важной задачей оптимизации стало желание сократить сроки проектирования, подготовки производства и постройки изделий. Рынок требует ускорения реакции на свои потребности, и без интегрированного и системного подхода здесь никак не обойтись. Ускорение наблюдается за счет таких факторов, как удаление этапа плазовой провязки, более эффективное вскрытие ошибок в информационном слое на этапе проектирования (когда устранение ошибки наиболее дешево), автоматизированная разработка техпроцессов и управляющих программ для станков с ЧПУ, параллельное проектирование оснастки, сквозное планирование и многое, многое другое, что позволяет делать интегрированный подход.

Ну и, наконец, возможности сквозного мониторинга "до самого низа" - до станка и компьютера рядового конструктора. Наблюдение за исполнением проекта на любом уровне помогает принимать объективные и правильные управленческие решения.

В вашей ERP-системе очень много кастомизации. А говорят, что с большим объемом кастомизации система теряет в надежности. Вы не сталкивались с этой проблемой?

Ошибки выскакивают с определенной периодичностью, но не слишком часто, с ними можно жить. В целом у нас, слава Богу, все более-менее работает, поскольку у нас очень крепкая, высокопрофессиональная и сплоченная команда разработчиков. Часть доработок мы отдаем нашему системному интегратору компании "Борлас", приложения и "докрутку" PDM делали сами, постоянно консультируясь с представителями UGS в России. В любом случае у нас естественный подход - когда по мере освоения системы все большее количество доработок делает ее владелец.

Одна из проблем, которые стоят перед компаниями машиностроительной отрасли, - это наполнение баз данных нормативно-справочной информацией. Как вы решаете эту задачу?

Проблема есть, и у нас она стоит как ни у кого. Наверное, еще потому, что мы ее осознали раньше всех. В авиастроении все методологии разработки и изготовления стандартизированы и нормализованы. Существует множество инструкций, стандартов, рекомендаций, которые мы обязаны неукоснительно соблюдать. По сути дела внедрение системы в большой степени как раз и заключается во вводе в нее нормативно-справочной и некоторой ретроспективной информации. Это проблема очень большая, и мы занимаемся ею уже много лет.

Например, справочник по материалам, нормалям и покупным изделиям мы создаем уже более полутора десятилетий в кооперации с несколькими предприятиями. Его разработку начинали еще на FoxPro. Потом он медленно перетек в нашу собственную ERP, затем его приделали к PDM, а сейчас будем закачивать в Oracle Е-Business Suite. На разные подразделения возложена задача ведения своих разделов этого справочника: кто-то ведет основные материалы, кто-то - покупные и т. д. Помогают нам и серийные заводы, которые входят в наш холдинг. Но, безусловно, эту проблему разработчику сложно решать в одиночку.

Обычно при внедрении западной ERP-системы встает вопрос о переходе на западные бизнес-процессы, но в вашем случае это не так. Соответствует ли функциональность используемых вами зарубежных систем требованиям вашего производства? Приходится ли разрабатывать дополнительные функции?

Проблема здесь лежит не только в области совершенствования самих бизнес-процессов или доработки систем под незыблемые бизнес-процессы; полагаю, что это взаимное осознанное движение навстречу друг другу. С одной стороны, интегрированные системы открывают колоссальные возможности, даже, не побоюсь сказать, новую философию, с другой стороны, мы - фирма со своей школой проектирования, со своими традициями и подходами, ну а с третьей стороны, мы стараемся взять положительный опыт наших западных коллег. Так что приходится и дорабатывать системы, и менять бизнес-процессы, и учить старших наставников пользоваться компьютером. Если же четко ответить на ваш вопрос, то дорабатывать системы приходится - их все-таки создают для людей, - но с соблюдением меры и экономической целесообразности (там, где ее можно просчитать).

Например, новые аспекты открылись нам при использовании трехмерного проектирования; здесь мы активно меняем складывавшуюся десятилетиями практику, затрагивая святая святых - ЕСКД. Всю информацию, хранимую в чертеже, современные CAD-системы позволяют вкладывать в трехмерный электронный макет, а технические требования фиксировать в отдельном файле. При этом появилась реальная возможность отказаться от бумажных чертежей, а чертежную информацию помещать в эскизы к технологическим операциям в техкартах. В свое время для многих конструкторов и технологов это был настоящий шок. Сейчас это повседневная практика. Замечу, что аналогичный американский стандарт ASME Y 14.41 родился на свет только в 2004 году. Этот пример хотя и не связан напрямую с внедрением ERP, но живо иллюстрирует, как быстро возможности информационной системы внесли коррективы в жизнь.

Приведу другой пример. Классикой управления проектами считается наличие единого сквозного плана на всех стадиях проекта - финансирование, проектирование, снабжение, производство, испытания. Двигается одна стадия, за ней остальные, стоящие справа. Так нас учили и отцы основатели, так поступают наши западные коллеги. Современные системы календарного планирования идеально позволяют реализовать этот подход без перекройки бизнес-процессов и хорошо дисциплинируют исполнителей.

Что представляет собой ваш документооборот, как организован обмен конструкторской документацией и насколько он сложен?

Наш документооборот как бы делится на две части - управленческую и техническую. Управленческий документооборот охватывают системы Documentum, это прохождение документов и поручений, согласования, выдача замечаний - в общем, то, что называется workflow. С точки зрения протоколов документооборот покрывает функционал Oracle Е-Business Suite.

Технический документооборот происходит в PDM-системе и включает в себя стандартные процедуры по выпуску, проведению изменений, учету конструкторской документации, разработке на ее основе технологической документации - короче , тоже workflow. Это наиболее сложная и вместе с тем хорошо регламентированная часть документооборота. Ею мы занимаемся не первый год и достигли здесь неплохих результатов. За управленческий документооборот принялись недавно, и может быть, по этой причине кажется, что эта задача сложнее в силу меньшей формализованности всех процессов, связанных с движением и обработкой документов. Надеемся, что он привнесет новый уровень качества и будет держать в хорошем тонусе исполнителей и менеджеров.

Как вы считаете, насколько идеология и методология западных систем подходят российским потребителям?

Если некоторые передовые западные разработки копнуть поглубже, то приходит ощущение чего-то знакомого. В линейке приложений к UG есть система, позволяющая связывать дерево изделия и дерево функционала для моделирования стоимости функций будущего продукта. Внедрение ее требует радикального изменения способа ведения дел и бизнес-мышления. Однако разобравшись в сущности продукта, приходишь к выводу, что это обычный еще с советских времен функционально-стоимостной анализ. Помнится, в свое время на предприятиях распространялись такие брошюрки, посвященные методам научной организации труда и идейным новинкам отечественной техники. Уже тогда предлагалось реализовывать это на ЕСах и "Искрах". Сейчас те же идеи приходят к нам в яркой западной упаковке на современных платформах. Например, САПРы технологических процессов в СССР, а потом в РФ были и остаются достойными уважения. Минская и московская школы систем автоматизации и сами эти системы до сих пор остаются на мой взгляд лучшими. Ничего похожего в импортных продуктах я не встречал. Единственным их достоинством является глубокая интеграция. Этот фактор перевешивает все остальные плюсы наших систем. Однако рынок в России сейчас развивается, и каждые два-три года появляются новые программные продукты, так что, думаю, у наших разработчиков компьютерных систем для промышленных предприятий есть неплохой шанс.