ОАО "Уралкалий" - это динамично развивающаяся компания, продукция которой продается по всему миру. В течении ближайших 3 лет компания планирует практически удвоить годовой выпуск калийных удобрений. Это должно стать основой для достижения главной стратегической цели "Уралкалия" - стать лидером на мировом рынке калия. «В 2003 году на «Уралкалии» был завершен крупнейший на тот момент в СНГ ERP-проект на основе Oracle E-Business Suite», — рассказывает директор по экономике и финансам ОАО «Уралкалий» Алексей Чибисов.

Intelligent Enterprise: Каково на ваш взгляд место ERP-системы в информационной архитектуре предприятия? Какие задачи решал проект внедрения Oracle E-Business Suite?

Алексей Чибисов: Вспомним, что английские слова suit и suite близки по значению и написанию. Suit, как известно, означает костюм, то есть название ERP-системы можно интерпретировать как "электронный бизнес-костюм". Игра слов или что-то большее? Этот, образно говоря, электронный деловой костюм-комплект "шьется" по меркам предприятия. В нем не только высшему руководству, а всему предприятию, как единому организму, должно быть в первую очередь удобно. В результате приобретается не просто новый деловой имидж, но и качественно новое содержание.

Продукцию "Уралкалия" покупают во всем мире. Но за этой узнаваемостью стоит кропотливый труд коллектива предприятия, ежедневно решающего всевозможные проблемы производства. Важнейшие из вопросов - качество продукции, грамотная логистика, обеспечение высокой стабильности процессов. Именно в их решении нам помогает Oracle E-Business Suite.

Один из основных законов бизнеса гласит - предприятие, перестав интенсивно двигаться вперед, тут же начинает отступать. Тем больший регресс грозит предприятию, стратегия выживания которого основана лишь на удержании статуса. Для того чтобы двигаться вперед, необходимо, в свою очередь, грамотно управлять всеми видами ресурсов, имеющихся в распоряжении компании, всегда понимать, где находятся резервы и как наиболее оптимально ими воспользоваться. Решить эти задачи практически невозможно без специализированного и при этом универсального инструментария, применение которого может быть эффективно в любой экономической ситуации.

Для "Уралкалия" такой инструмент - ERP-система Oracle E-Business Suite. Ее внедрение началось в 2003 году, когда сразу 18 модулей системы были развернуты в кратчайшие сроки. Сейчас мы можем говорить уже не просто о двухлетнем опыте ИТ-поддержки множества функциональных направлений бизнеса, но и фактически о едином информационном пространстве предприятия. На сегодня система дала нам возможность обеспечить полностью прозрачную структуру затрат, оптимизировать управление издержками, наладить учет, повысить эффективность и качество планирования, улучшить информационный обмен между отдельными службами предприятия. И она не только "живет", но и активно развивается.

При этом важно, что ERP-система действительно универсальна, она ориентирована не на конкретные фамилии руководителей, а на те или иные бизнес-процессы на предприятии, которое в результате подобного внедрения приобретает свойства единого организма.

Но ведь мощная ERP-система с широкими возможностями просто обязана позволять руководителям реализовать собственный стиль управления…

Да, каждый руководитель вправе иметь свой стиль, но здесь мы как раз говорим о богатстве и разнообразии функций системы. ERP-система полезна для топ-менеджмента не только тем, что обеспечивает периодическое поступление консолидированной информации на стол к руководителю. На уровне исполнительных директоров реально практикуются методы макро- и микроменеджмента. Лично я могу посмотреть любой раздел - к примеру, описывающий движение товарно-материальных ценностей, - и выяснить, как конкретно это движение происходило. Сегодня, когда мы стабильно увеличиваем выпуск нашей продукции, очень важно правильно и оперативно управлять логистикой, в кратчайшие сроки перебрасывать на большие расстояния продукцию определенного вида и объема. Это микроменеджмент, и такими проблемами в силу их принципиальной важности для "Уралкалия" приходится заниматься в том числе и высшему руководству. Макроменеджмент - это ежемесячные, ежеквартальные, годовые отчеты, которые готовят почву для принятия уже, быть может, не столь быстрых, но тщательно взвешенных решений. Лично я выработал для себя модель, гибко сочетающую оба подхода.

И чтобы информационная система обеспечивала динамичную работу руководителей всех рангов на двух этих уровнях, она должна быть гораздо более гибкой и мощной, чем для представления консолидированных данных. Такая система должна хорошо адаптироваться под конкретный бизнес и предлагать мощный инструментарий для работы как с обобщенной, так и с детальной информацией. Эти преимущества позволят ей поставлять информацию в оперативном режиме и быть прекрасно интегрированной на горизонтальном уровне. Иными словами, по мере все более широкого развертывания ее на предприятии она давала бы все новые возможности смотреть на бизнес с единых позиций. Только в этом случае можно обеспечить на всех уровнях менеджмента функции управления, о которых мы говорили. А главное - обеспечить конкурентоспособность всего предприятия. По нашему мнению, ERP-система Oracle обладает такими возможностями.

Могли бы вы привести пример глобального для предприятия проекта, чтобы продемонстрировать, что мощная ERP-система - это единый инструмент решения масштабных управленческих задач, а не просто суммарная ИТ-поддержка традиционных направлений деятельности предприятия?

Я думаю, такой пример есть. Параллельно c внедрением Oracle E-Buisiness Suite на "Уралкалии" проходил чрезвычайно важный для нашего предприятия проект, связанный с внедрением и сертификацией систем менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO9001:2001. Управление качеством, если подходить к вопросу со всей серьезностью, - одна из самых мощных плит фундамента для здания, именуемого "правильная система управления предприятием". А постройка всего такого "здания" для крупной компании, играющей заметную роль на мировом калийном рынке, требует вообще титанических усилий.

При внедрении систем качества бизнес-процессы во многом переписывались заново. И переписывались именно для построения адекватных управленческих процедур, а не для того, чтобы легче "прогнуть" эти процессы под Oracle E-Business Suite. Подчеркну особо, что построение системы менеджмента качества - совершенно независимый от внедрения ERP-системы проект, хотя оба, повторю, шли параллельно друг другу.

Занимаясь вопросами качества, мы вынуждены были одновременно "вскопать" поле бизнес-процессов на предельную глубину, дойдя тем самым до детальных действий, выполняемых конкретным оператором того или иного подразделения. Кроме того, система менеджмента качества не может быть ассоциирована с каким-то одним, двумя или же тремя функциональными направлениями. Если она строится всерьез, то по определению затрагивает фактически все аспекты деятельности предприятия и формирует множество горизонтальных связей между подразделениями компании.

И с помощью Oracle E-Business Suite нам в конце концов удалось "запитать" все обновленные бизнес-процессы целостной информационной поддержкой - то есть создать единое пространство автоматизации задач бизнеса с очень широким полем охвата, при этом весьма детальное по глубине. Думаю, что это уже неплохо характеризует возможности системы.

Процессы качества по определению надо совершенствовать, и тут не обойтись без постоянной корректировки бизнес-процессов. Бизнес-процессы надо менять, а делать это, имея дело со сложной информационной системой, наверное, не так просто.

Под корректировкой бизнес-процессов можно подразумевать как существенное их изменение, так и постепенное совершенствование. Совершенствование или постоянное улучшение действительно необходимо, когда речь идет о "живой" системе качества, равно как и о грамотно выстроенной системе управления вообще. Мы это делаем, и здесь наша информационная система поспевает за этим процессом. Если бы мы периодически совершали коренной переворот в области структуры бизнес-процессов, то, наверное, имели бы проблемы и с их автоматизацией. Но это не имеет отношения к совершенствованию, происходящему в рамках развития системы менеджмента качества. Да и вообще трудно представить себе ситуацию, где это было бы целесообразно, если только речь не идет о переориентации компании на совершенно новый бизнес. Так что в абсолютном большинстве практических ситуаций даже тщательно выстроенная логика системы, с множеством индивидуально настроенных информационных связей, может развиваться адекватно совершенствованию самого бизнеса.

Сейчас компания "Уралкалий" серьезно настроена расширить свое присутствие на мировом рынке и завоевать лидирующие позиции по себестоимости калийных удобрений. В ближайшее время мы планируем внедрить группу функциональных блоков Oracle E-Business Suite, ориентированных на управление персоналом, а также модуль Business Intelligence для ИТ-поддержки реализации стратегических целей. Мы уверены, что это будет дополнительным импульсом для решения поставленных бизнес-задач.