Информация, как и вода, имеет свои чистые (достоверные) источники. Как и вода, необходима для жизни. Только если в случае с водой речь идёт о живом существе или сообществе, то в случае с информацией -- о действующем предприятии или организации.
Оптимальным образом спрогнозировать водохозяйственные мероприятия и сэкономить тем самым государственные средства позволяет анализ огромного объёма данных, полученных в результате мониторинга водных объектов и гидротехнических сооружений. При условии, что этот массив данных, равно как и ранее накопленная информация, используется максимально эффективно. В сегодняшнее время успешно решать задачи управления водным хозяйством возможно только при системном использовании существующих информационных ресурсов. Об этом рассказывает начальник отдела информационных технологий Федерального агентства водных ресурсов Игорь Иванов.

Intelligent Enterprise: Игорь Геннадиевич, сейчас стало очень популярно говорить об электронных архивах, ЭЦП, СЭД и т. п. Но всё же необходимость в комплексе архивирования информации должна быть обусловлена чем-то более показательным и эффективным, чем просто "дань моде"...

Игорь Иванов: Мотивация применения комплекса архивирования информации очевидна. Дело в том, что любая функционирующая система за годы работы накапливает объём информации в электронном виде, в бумажном виде -- и в том и в другом одновременно. Это закономерные результаты деятельности прошлых лет: научно-исследовательские отчёты, документация по состоянию объектов, лицензионные соглашения, материалы трансграничных вод, организационно-распорядительная документация и т. п. Всё это -- ценнейший информационный фонд. С его помощью принимаются решения. И в соответствии с законодательством этот фонд хранится в течение строго определённого срока в архиве предприятия. Но, надо признать, систематизация этого ресурса, его оперативная доступность и физическая сохранность не всегда находятся в идеальном состоянии. Это порождает целый ряд проблем, справиться с которыми помогает архив электронный. И не в виде статичной модели, а в качестве динамической оперативной системы, взаимосвязанной с действующими приложениями. Это позволяет построить систему быстрого и точного принятия решений, значительно снизить временные затраты. А в водном хозяйстве это крайне важно.

Вы хотите сказать, что с переводом бумажных архивных документов в электронный вид повышается управляемость системы?

Управляемость системы в первую очередь зависит от профессиональных качеств людей и их ответственности. Но и использование электронных документов немаловажно. Работа с информацией и управление данными становятся эффективней. Посудите сами: любой документ, на поиск которого раньше уходило огромное количество времени и нервов, теперь доступен в тот момент, в который он требуется. Плюс к этому одновременно вести работу с одним и тем же документом могут сразу несколько человек. Причём -- в случае распределённого электронного архива -- из разных географических точек.

  О компании
 

ЗАО "ПроСофт-М" входит в состав корпорации "Электронный Архив", ведущей российской компании в области разработки комплексных решений для преобразования больших массивов информации в электронный вид, создания, наполнения и оснащения корпоративных электронных архивов, поставки и сервисного обслуживания профессиональной техники.

 

И какие информационные системы применяются сейчас в агентстве?

Точнее будет сказать -- в системе водного хозяйства России, поскольку действуют они именно в масштабах страны. В первую очередь следует назвать распределённую информационную систему "Государственный водный кадастр, государственный учёт использования вод". А также -- территориально распределённую информационную систему ведения Российского реестра гидротехнических сооружений. Сейчас на стадии разработки находится система автоматизации лицензионно-разрешительной деятельности агентства -- геоинформационная система Росводоресурсов. А в этом году в промышленную эксплуатацию вводится комплекс архивирования информации о водохозяйственной деятельности -- тот самый, с которого мы и начали наш разговор.

Комплекс архивирования -- это ваша собственная разработка или "изделие", привнесённое со стороны?

Как показала практика, в настоящее время создание полнофункциональных систем можно осуществить лишь совместными усилиями нескольких организаций. В данном конкретном случае "программно-аппаратный комплекс архивирования информации" -- продукт совместной работы нашего агентства, компании "ПроСофт-М", которая является ведущей организацией в сфере обработки информации и создания электронных архивных систем, а также специалистов Всероссийского института экономики минерального сырья и недропользования.

Игорь Геннадиевич, можно подробней о технологических моментах проекта? Как он проходил, в чём заключался?

Систематизирован и переведён в электронный вид имеющийся бумажный массив документов. Общий объём его -- порядка 80 тысяч листов приведённого формата А4. Эти электронные копии документов и послужили первичным наполнителем организованного электронного архива. Теперь электронный архив пополняется за счёт текущего ввода "свежей" информации и одновременной загрузки электронных образов новых документов.

Вся работа по оцифровке проводилась на отечественном оборудовании -- промышленных сканерах "ЭЛАР СКАМАКС 3000" и "ЭЛАР ПланСкан А3". На базе той же модели сканера -- "ЭЛАР ПланСкан" -- построена и система текущей обработки документов.
Для эффективной работы с новосозданным электронным массивом документов специально для нашей отрасли разработаны уникальные поисковые системы на базе тематических тезаурусов и словарей-справочников и применено прогрессивное "архитектурное" решение. Смысл его состоит в том, что ядром системы является программное обеспечение управления архивом САПЕРИОН. Именно оно обеспечивает надёжное хранение и оперативный поиск информации. В том числе -- нечёткий, с использованием специализированной терминологии. Вместе с тем ПО САПЕРИОН обеспечивает взаимосвязь с оперативными прикладными системами. На данный момент -- с комплексом автоматизации лицензионно-разрешительной деятельности Росводоресурсов (называется АИС "Лицензирование") и системой электронного документооборота.
Таким образом, на электронный архив замкнута система документационного обеспечения. Это гарантирует, что любой документ -- будь то обращение граждан или приказ министра -- будет сохранён, и сохранён в первоначальном виде, без искажений. Учёт и контроль обеспечены.

Расскажите, как вы выбирали подрядчика, был ли вы знакомы прежде по каким-либо проектам?

Мы решали слишком серьёзный вопрос, чтобы полагаться на случай. Конечно, был проведён тендер. Конечно, был проанализирован рынок подобных услуг. А потом, у нас была возможность познакомиться и детально изучить результаты аналогичных работ "ПроСофт-М" в Министерстве природных ресурсов и других организациях, с которыми у нас самое тесное взаимодействие: Росприроднадзор, Роснедра, МЧС.

А каковы перспективы развития системы?

Как всякий федеральный орган, мы имеем вертикальные и горизонтальные структуры. Развитие системы в 2006 и 2007 годах предполагает построение аналогичных систем в наших территориальных подразделениях. В первую очередь я имею в виду Московско-Окское и Верхне-Волжское бассейновые водные управления. До конца этого года специалисты "ПроСофт-М", в соответствии с государственным контрактом, проведут обследование этих организаций. В 2007 году будут реализованы два пилотных проекта, на базе которых пойдёт дальнейшее развитие программно-аппаратного комплекса архивирования информации. Но сделать это предполагается таким образом, чтобы получить единую информационную среду на базе электронного архива, способную решать задачи управления водохозяйственной деятельностью в масштабе страны. Уверен, что совместная работа наших организаций обеспечит решение такой крупной государственной задачи.